По мазхабу Ханафи и Шафии наименьшим количеством людей, составляющих джамаат, является два человека. То есть вместе с имамом на молитве достаточно присутствие еще одного человека. Дозволяется, чтобы вторым человеком был и несовершеннолетний подросток. В подтверждение этого мнения они приводят хадис: «Два человека и более являются джамаатом».
По мазхабам Малики и Ханбали несовершеннолетние не могут составить джамаат, так как несовершеннолетний, говорят они, не может быть имамом при исполнении молитвы.
Таким образом, для совместного чтения обязательных ежедневных молитв достаточно еще одного человека, кроме имама. Имамом должен быть тот, кто лучше и правильнее согласно таджвиду (правилам чтения) читает Коран, а не тот, у кого сильнее голос или лучше вокальные способности. Нежелательно, чтобы имамом становился нечестивый мусульманин. Даже, если он обладает лучшими знаниями. Если мусульманин, обладающий глубокими знаниями, не живет в соответствии с ними, или хотя бы не стремится жить как положено в исламе, или грешит открыто, то это признак того, что он или нечестивый мусульманин (фасык), или вовсе отступник (муртад).
В книге «Уйун-уль-бесаир»XXXIX сказано: «Если человек не читает ежедневную молитву в мечети совместно с джамаатом, но имеет для этого все возможности, то он не получит соответствующего вознаграждения. Даже если он читает молитву дома совместно с кем-либо. Блага, даваемые Аллахом за совместную молитву в мечети, гораздо выше. Хотя молитва, совершенная дома совместно в 27 раз выше молитвы, прочтенной в одиночестве. Конечно же, в случаях чтения молитвы дома или в мечети, учитываются особенности джама’ата и личные качества имама».
Отсюда видно, что нежелательно читать ежедневные молитвы за нечестивым имамом, не придающим большого значения условиям молитвы. Очень большая вероятность, что молитва таких имамов не будет принята. Если известно, что имам – человек пьющий, играющий в азартные игры, берущий проценты, увлекающийся девушками, женщинами, то, читать молитву за таким имамом нежелательно. Даже если он (имам) замечен только в одном из перечисленных или подобных грехов, и даже если он лучше знает и соблюдает особенности омовения и молитвы.
Что касается хадиса, приведенного в книге «Фатава-и Абу-с-Сууд»,XL смысл которого: «Совершайте молитву и за благочестивыми и другими имамами», то имам Абу-с-Сууд дает такое разъяснение: «В хадисе говорится не обо всех имамах, а только о тех, за которыми читают пятничную молитву. Более глубокий смысл этого хадиса в том, чтобы не выступать против законно избранных правителей, которые назначают имамов для пятничной молитвы». Таким образом, согласно хадису мы читаем пятничную молитву за любым имамом (когда нет выбора напр. из-за того, что пятничная молитва проводится только в одной мечети), а ежедневную молитву читаем там, где можно получить больше благостей Аллаха субхана-Ху ва тааля. А что касается того, чтобы в вашей мечети имамом был благочестивый мусульманин, так это ведь зависит, по воле Аллаха, от самих мусульман. Более того, каждый мусульманин обязан ради Аллаха субхана-Ху ва тааля заниматься решением этого вопроса в рамках предписаний шариата.