Как-то раз, когда Посланник Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), вел утреннюю молитву, один из Сподвижников опоздал на вступительный такбир совместной молитвы. В связи с этим, он вернулся (после молитвы) домой и освободил одного раба (пленника). После этого, придя к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), спросил:
«О, Посланник! Я сегодня утром опоздал на вступительный такбир совместной молитвы, и в связи с этим, когда вернулся домой, освободил одного раба. Скажи мне, вернул ли я этим самым благость пропущенного вступительного такбира перед совместной молитвой»? Пророк Аллаха (мир ему и благословение) повернулся к стоящему рядом Абу Бакру и спросил: «А ты что думаешь по поводу пропущенного вступительного такбира вместе с имамом?». Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), сказал в ответ:
«О, Пророк Аллаха! Если бы я имел сорок верблюдов нагруженных драгоценными камнями, и если бы я все это богатство раздал бедным, то все равно не смог бы получить столько же наград, сколько можно получить от вступительного такбира, произнесенного вместе с имамом перед совместной молитвой». Затем, этот же вопрос был задан Умару бин Хаттабу, (да будет доволен им Аллах), на который он ответил:
«О Пророк Аллаха! Если бы у меня было стадо верблюдов, занимающих пространство от Мекки до Медины, и если бы я их раздал бедным в качестве милостыни, то все равно не смог бы получить столько же наград, сколько мог бы получить от вступительного такбира, произнесенного вместе с имамом перед совместной молитвой». Затем, вопрос был задан Усману бин Аффану, (да будет доволен им Аллах), на который он ответил:
«О Пророк Аллаха! Если бы я читал среди ночи 2 ракаата молитвы и в каждом ракаате прочитал бы по одному хатму Корана, то и в этом случае не удостоился бы тех благ, какие можно получить от вступительного такбира, произнесенного вместе с имамом перед совместной молитвой». [Хатм: – единовременное прочтение Корана от начала до конца.] Затем, вопрос был задан Али бин Абу Талибу, (да будет доволен им Аллах), на который он ответил:
«О Пророк Аллаха! Если бы все неверные от запада до востока выступили бы с намерением уничтожить мусульман, и если бы Всевышний Аллах наделил бы меня достаточной силой, и я бы совершил джихад, и победил бы их, то все равно не смог бы получить столько наград, сколько можно получить от вступительного такбира, произнесенного вместе с имамом перед совместной молитвой». После этого Посланник (мир ему и благословение Аллаха), сказал:
«О моя умма и мои сподвижники! Если семь небес и семь слоев земли станут бумагой, а все моря станут чернилами, и если все деревья станут перьями, а все ангелы станут писцами и будут писать до самого Судного Дня, то и в этом случае они не смогут описать то количество наград, которое воздается за произнесение вступительного такбира вместе с имамом перед совместной молитвой». (Из книги: «Мифтах-уль-Джаннат»).XXXVIII
Молитва, исполненная Совместно в мечети, в то же время является и священным лучом мусульманина, так как сказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Обрадуйте тех, кто в ночной темноте спешит в мечеть, что они в Судный День станут обладателями яркого луча». [Хадис приведен Абу Даудом и Тирмизи от Бурайды.]
Из Совместных молитв самой ценной молитвой после Пятничной, является Утренняя и Ночная молитвы. Это подтверждается хадисом от Абу Хурайры: «Если бы люди знали о ценности Азана и Первого Ряда (совместной молитвы), а затем бы не нашли другого выхода, кроме как тянуть жребий, то тянули бы жребий. Если бы они знали о том, насколько высока ценность исполнения молитвы в начале отведенного времени, то соревновались бы в этом. Если бы знали о высокой ценности, которая дается за Совместное исполнение Утренней и Ночной молитв, то спешили бы к джамаату, преодолевая все трудности». [Хадис приведен Бухари и Муслимом.]
В хадисе от Усмана б. Аффана (да будет доволен им Аллах) говорится: «Каждый, кто исполнит Ночную молитву вместе с джамаатом, получит вознаграждение как за исполнение молитв до середины ночи. А каждый, кто исполнит вместе с джамаатом Утреннюю молитву, получит вознаграждение, равное награде за исполнение молитв на протяжении всей ночи». [Хадис приведен у Муслима, Абу Дауда, Ибни Маджа, ан-Насаи.]
Наибольшую благость получит тот мусульманин, который исполнит молитву за имамом с самого начала и до самого конца. В хадисе, приведенном Тирмизи от Анаса, говорится: «Рай будет обязателен (ваджиб) тому, кто в течение сорока дней исполнит пять ежедневных молитв за имамом, успевая на вступительные такбиры». [Хадис приведен у Абу Йа’ла.]