Установление Сутры является известной сунной. К Сунне вне молитвы относятся такие действия как использование Мисвака; чтение Азана и Икамата; Ограждение перед местом молитвы (Сутра). Сутры – ограждения перед молящимся мусульманином, наименее представлена (если не сказать «вовсе отсутствует») в существующих книгах по религиозному праву.
Сутра – это некое ограждение, которое устанавливается перед местом молитвы как предупреждение, знак для прохожих. Это ограждение помогает прохожему избавиться от греха, если он случайно пройдет перед молящимся. Оно также действует успокаивающе на исполнителя молитвы, помогает ему сосредоточиться на мольбе к Всевышнему Аллаху. Установление такого ограждения является известной сунной, и опирается на сообщение Имамов Абу Дауда, Насаи и Ибн-и Маджа, которое они передают от Саида аль-Худри: «Если кто-либо из вас исполняет молитву, то пусть делает ее напротив какой-нибудь Сутры и пусть будет поближе к этой Сутре, и пусть не разрешает кому-либо пройти перед собой. Если же кто-либо попытается пройти перед ним, то пусть помешает этому, так как тот человек является шайтаном».
Взгляды ученых на установление Сутры, – разделились.
В мазхабах Ханафи и Малики:
При Обязательных или Дополнительных молитвах, исполняемых совместно или в одиночку, рекомендуется оградить место Суджуда из-за опасения прохода кого-либо перед молящимся (молящимися). Причем, Сутра, установленная имамом перед собой на совместной молитве, достаточна и для джамаата, так как есть сообщение, которое передают Бухари и Муслим от Абу Джухайфа: «Пророк исполнял в Батхе молитву вместе с нами, и перед ним была воткнута Аназа. Женщины проходящие мимо, проходили за этим ограждением». [Аназа – Толстая палка или шест с железным наконечником.]
Если мусульманин уверен, что во время молитвы перед ним никто не пройдет, то необходимость в установлении Сутры отпадает.
Если человек исполняет молитву на открытом поле, земельном участке, то ему рекомендуется воткнуть перед собой какой-либо шест, доску (но не палку). Главное, чтобы предмет ограждения был установлен стоя. Нарисованная линия, черта, так же как и брошенная на землю палка, не являются ограждением места молитвы, так как цель ограждения – помешать кому-либо пройти перед молящимся.
По мазхабам Шафии и Ханбали:
Исполнение молитвы перед каким-либо ограждением является в этих мазхабах явлением желательным (Мустахаб). Причем, не важно где совершается молитва, – в мечети или за пределами мечети. При совершении молитвы в помещении, достаточно встать напротив стены, колонны, столба и любого другого ограждения. При молитвах за пределами помещений, необходимо воткнуть что-либо наподобие шеста. Дозволяется использование в качестве ограждения и любого верхового животного.
Если же нет ничего, что можно было бы использовать в качестве ограждения, то по фетвам этих мазхабов мусульманин может начертить перед собой черту, или постелить для молитвы что-либо, вроде молитвенного коврика.
В хадисе, переданном Бухари и Муслимом от Талхи б. Убайду-л-Лаха, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если кто-либо из вас (перед молитвой) положит перед собой что-либо наподобие седла, то пусть спокойно исполнит молитву, не обращая внимания на прохожих».
Ограждения, выставленного перед имамом, достаточно и для джамаата. Это положение совпадает и со взглядами ханафитов и маликитов, о которых мы говорили выше. Опирается подобное решение на хадис, переданный Бухари и Муслимом от Ибн-и Аббаса: «Я подъехал на ослице, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал с людьми молитву в долине Мина, не имея при этом никакого ограждения. Я проехал перед некоторыми молящимися, сошел с ослицы и, пустив ее пастись, присоединился к ряду молящихся. Впоследствии никто не возразил мне против моих действий».
По мнению ханбалитов, в Мекке можно исполнять молитву без всякого ограждения. Подтверждением к тому, приводится хадис из «Муснада» Ахмада: «Пророк исполнял там (в Мекке) с джамаатом молитву, и между ним и людьми, совершающими таваф, не было никакого ограждения».
Вид и величина Ограждения (Сутры):
По мазхабу Ханафи: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) исполнял в поле молитву напротив Сутры, высота которой была около одного аршина. Ввиду этого, по мнению ученых мазхаба Ханафи, высота Сутры должна быть не менее одного аршина (46,2 см). Толщина же должна быть не менее толщины пальца.
В хадисе от Талхи б. Убайду-л-Лаха, приведенном Муслимом, говорится: «Если ты положил перед собой седло, то нет никакого вреда от проходящих мимо тебя».
Подобный же хадис был передан и от Абу Зара: «Если кто-либо из вас встал на молитву, когда перед ним лежит что-либо вроде седла, то эта вещь послужит Сутрой».
Ханафиты считают, что спина сидящего или стоящего человека может служить Сутрой. Сутрой может служить и верховое животное. Но нельзя считать Сутрой – Коран или саблю.
Если едущему верхом надо проехать перед рядом молящихся, то он должен сойти с животного и вести его на поводу между собой и молящимися. В данном случае это животное послужит Сутрой. Таково же положение и пешехода. Если кто-либо хочет пройти перед молящимся, то ставит между собой и им какой-либо предмет соответствующей величины, и проходит.
По мазхабу Малики считается, что толщина Сутры должна быть не менее толщины копья, а длиной с одно зира. По выводам этой религиозно-правовой школы, в качестве Сутры можно использовать лишь предметы, которые не отвлекали бы мусульманина от молитвы и были бы чисты. Здесь, в качестве Сутры не дозволено использовать детей, женщин, или группу мужчин, ведущих беседу. Нельзя также использовать для ограждения места молитвы: палку, нить, полотенце, а также не привязанных животных. Привязанную корову, верблюда, овцу использовать разрешается ввиду того, что отбросы этих животных считаются чистыми.
По этому мазхабу не дозволено для ограждения места молитвы использовать начерченную линию или канавку.
По мазхабу Шафии Сутрой может быть любой предмет величиной со стрелы. Опираются они на хадис от Хакима (который передал его с указанием на Муслима), в котором сказано: «Ограждайте место своей молитвы хотя бы стрелой». Шафииты считают, что нельзя в качестве Сутры использовать животное.
По мазхабу Ханбали Сутра должна быть длиной не менее одного аршина или около этого. Но по фетвам этой школы, толщина Сутры не должна быть ограничена какими-либо размерами. Сутра может быть и тонкой, как стрела или тростник, камыш, и толстой, как столб, стена. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в качестве Сутры использовал палку с железным наконечником (Аназа).
Шафииты и Ханбалиты, опираясь на хадис от Абу Хурайры, считают, что при отсутствии какого-либо предмета, в качестве Сутры достаточно начертить линию (хатт) перед местом молитвы. В хадисе говорится: «Если кто-либо из вас собирается исполнить молитву, то пусть перед собой поставит (положит) что-либо. Если же поблизости ничего не окажется, то воткнет палку. Если не найдет и палки, то пусть начертит перед собой черту. В этом случае прохожие не помешают молитве».
В соответствии с этим риваятом, при отсутствии какого-либо предмета шафииты чертят прямую линию по длине места молитвы, а ханбалиты чертят линию полумесяцем, обозначая спереди и длину, и ширину молитвенного места. Некоторые ханбалиты склоняются к тому, что можно начертить любую черту (или по длине места, или по ширине), лишь бы предостеречь прохожих.
Расстояние между молящимся и Сутрой:
Ученые едины во мнении, что молящийся должен стоять от Сутры на расстоянии не более трех аршинов (46,2 х 3). Подтверждением этого является хадис от хазрата Биляла (да будет доволен им Аллах): «Хазрат Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошел в Каабу и совершил молитву. Между ним и стеной Каабы было расстояние в три аршина».
По согласованному мнению ученых 4-х мазхабов является Сунной совершать молитву не прямо напротив Сутры, а сместившись слегка вправо или влево. Руководствуются они хадисом от Микдада б. Асвада, переданного Абу Даудом, в котором говорится: «Когда Посланник (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву напротив дерева или палки, то я видел, как он смещался влево или вправо и ограждение оказывалось напротив его левой или правой брови. Он никогда не стоял прямо против ограждения».
Можно ли проходить перед молящимся?
По мазхабу Ханафи считается, что проходить перед молящимся является действием, близким к хараму (Тахриман Макрух). Человек, который пройдет между ограждением (Сутрой) и молящимся, – совершит грех. Человек, проходящий мимо молящегося, получит грех сразу, как только какая-либо часть его тела окажется напротив какой-либо части тела, исполняющего молитву. Если перед исполняющим молитву проходят двое, то грех получит тот, кто окажется со стороны молящегося.
Если же человек пройдет сбоку от места суджуда, или спереди, но за занавеской или другой преградой, отделяющей его от места молитвы, или если человек прошел спереди, но дальше места суджуда при отсутствии ограждения места молитвы, то греха на нем не будет.
При совершении тавафа при хадже, по единодушному мнению ученых, разрешается проходить перед людьми, исполняющими молитву за макамом Ибрахима. По иджтихаду Имама Ахмада б. Ханбала не будет грехом прохождение перед молящимися на всей Запретной (Харам) территории Почитаемой Мекки, и, в том числе и в Запретной мечети.
По мазхабу Малики разрешается проходить за любым ограждением, за которым исполняют молитву, и, естественно, запрещено (Харам) проходить между молящимся и ограждением. Если же человек не установил перед собой ограждение (Сутру), будет грехом (Харам) проходить в пределах места, необходимого для поясного поклона (Рукуу) и земного поклона (Суджуда). За пределами молитвенного места проходить дозволяется.
По мазхабу Шафии запрещено проходить между ограждением и человеком, исполняющим молитву, на расстоянии ближе, чем на Три аршина от него (3 х 46,2 см).
По мазхабу Ханбали запрещено проходить перед молящимся человеком и установленным им ограждением (Сутрой), каково бы ни было расстояние от ограждения до места молитвы. Если же Сутра не была установлена, то запрещено (Харам) проходить перед молящимся человеком на расстоянии ближе Трех аршинов от его ног.
Можно ли препятствовать человеку, который проходит перед молящимся?
По мнению большинства ученых, человек, исполняющий молитву, имеет право препятствовать тому, кто проходит перед ним. Так как в сборниках шести Мухаддисов (Кутуб-и Ситта) [В число шести Имамов по хадисам, сборники которых имеют общее название «Кутуб-и Ситта» и признаны всеми течениями в Исламе, являются Имамы: аль-Бухари (194/810-256/870), Муслим (206/821-261/874), Малик б Анас (90-179), ат-Тирмизи (209-279), Абу Давуд (202/817-275/889), ан-Насаи (215-303). Некоторые ученые считают, что вместо Имама Малика в число шести должен входить Имам Ибн-и Маджа (да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана-Ху ва тааля).] приведено достаточно сообщений, указывающих на это. Одним из них является хадис от Ибни Умара, в котором говорится: «Хазрат Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел нам: «Когда кто-либо из вас будет исполнять молитву, пусть не позволяет никому проходить перед собой. Если же проходящий перед ним человек будет против этого, то пусть сражается с ним. Так как рядом с этим человеком находится шайтан». [Хадис приведен Муслимом, Ахмадом, и Ибни Маджа.]
В другом хадисе от Абу Саида аль-Худри сказано: «Я слышал, как Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас будет исполнять молитву, оградившись от людей, и если кто-нибудь захочет пройти перед ним, то пусть помешает ему. Если же тот будет упорствовать, то пусть сражается с ним, так как это шайтан». [Хадис приведен Бухари, Муслимом, и др.]
О способах препятствия тому, кто проходит перед человеком, исполняющим молитву, ученые имеют различные мнения:
По мазхабу Ханафи считается, что препятствовать проходящему перед местом молитвы человеку, является лишь Дозволением (Рухсат). Не пользоваться дозволением, говорят ханафиты, гораздо ценнее, нежели пользоваться. А что касается хадисов, в которых приказано сражаться с теми, кто проходит перед тобой во время молитвы, так это относится к первым годам зарождения Ислама, когда разрешалось при молитве совершать какие-либо действия, не относящиеся к молитве. Впоследствии это Решение (Хукм) было отменено.
Ввиду этого, если кто-либо желает использовать Рухсат и помешать человеку, проходящему перед ним во время молитвы, то пусть подаст знак указанием руки, или более громким произнесением Кыраата или Тасбихов. Сверх этого делать что-либо в молитве не позволяется. Например, запрещено переходить от указания рукой к отталкиванию проходящего.
Женщины же с целью помешать проходящему перед ними во время молитвы человеку также могут сделать знак рукой, или же хлопать правой ладонью по тыльной стороне левой ладони. Обычное хлопанье ладонью по ладони им запрещено.
Основанием для предотвращения прохождения кого-либо перед человеком во время молитвы знаками рукой, служит сообщение о том, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) действовал в отношении двух детей Уммы Саламы (да будет доволен ею Аллах). [Хадис был передан Ибни Аби Шэйба от Уммы Саламы. Приведен в сборнике имама Ибни Маджа.] А основанием мешать прохождению способом более громкого произношения тасбихов служит хадис от Сахла б. Са’да, приведенный Муслимом, в котором в переводе смысла говорится: «Если кто-нибудь совершает молитву и ему что-либо будет мешать, то пусть скажет «СубханаЛлах», так как произнесенный тасбих привлечет внимание. А хлопать руками, – это для женщин».
[По мазхабу Малики рекомендуется (Мустахаб) слегка оттолкнуть назад человека, который проходит перед местом молитвы. Однако движение должно быть очень коротким. Если же при этом он произведет действие сверх меры (амаль-и касир), то молитва будет недействительна. Причем, если при подобном действии молящийся потянет за рубаху проходящего человека и порвет ее, или нанесет еще какой-либо другой ущерб, то, по мнению большинства ученых, придется возмещать убытки. По мазхабам Шафии и Ханбали является сунной помешать прохождению мимо места исполнения молитвы, слегка оттолкнув проходящего человека. Обосновывается это решение приведенными выше хадисами. И в этих мазхабах, как и у маликитов, считают, что если при отталкивании человека, который собирался пройти перед местом исполнения молитвы, ему будет нанесен какой-либо урон, то придется возмещать тому, кто неудачно остановил проходящего. В этих мазхабах считается, что нельзя мешать проходить перед молящимся человеком в пределах Почитаемой Мекки и в самой запретной мечети. Обосновывается это предписание хадисом, в котором говорится, что Мутталиб б. Вадаа’: «Видел, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) исполнял молитву у ворот Бени Сахм, а мусульмане проходили перед ним. Между ними не было никакого ограждения». Хадис передан Ахмадом, Абу Давудом, Ибни Маджа и ан-Насаи.]
Нарушится ли молитва, если перед читающим молитву, пройдет кто-либо?
Ученые всех четырех религиозно-правовых школ единодушны в том, что прохождение кого-либо перед человеком, исполняющим молитву, не нарушит молитву. Однако если не помешать проходящему, то молитва окажется ущербной. То есть менее ценной. Так как сказано в хадисе от Абу Саида аль-Худри: «Ничто не может нарушить чью-либо молитву. Однако отдаляйте, насколько хватит ваших сил, тех, кто проходит перед вами». [Хадис приведен у Абу Дауда.]
Кады Абу Йа’ла аль-Ханбали (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Если, при исполнении человеком молитвы, у него будет возможность помешать проходящему перед ним, и он этого не сделает, то молитва его будет неполноценной».
АльхамдулиЛляхи Раббиль-алемиин! – Хвала Аллаху Господу миров!