Обратиться с мольбой (дуа) к Всевышнему Аллаху сразу после окончания молитвы является для мусульман сунной. Эта мольба произносится после полного окончания какой-либо молитвы вместе с Фардом и Сунной. Это делается или сразу после Фарда Утренней и Предвечерней молитв, или сразу после Ваджиба (молитвы «Витр») или после Сунны Полуденной, Вечерней и Ночной молитв.
В книге мазхаба Ханафи «Маракы’ль-фалях» Имама Шернблали (994-1069/1658), и в комментариях к этой книге «Хашия аля Маракы’льфалях…», [«Хашия аля Маракы’ль-фалях шархи Нур-уль-Изах» – Книга Имама Тахтави (ум. в 1231/1815 в Каире).] пишется, что после прочтения обязательной (фард) молитвы, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), сидел ровно столько, чтобы произнести: «Аллахумма Анта-с-Салям ва Минкассалям. Табаракта йа зель-джеляли валь-икрам», а затем сразу вставал и читал сунну. То есть между фардом и сунной этого времени он ни дуа не читал, ни «Аят альКурси» не произносил, ни тасбихи. Также и между первой сунной и фардом ничего не читается.
\Имам, после окончания молитвы, разворачивается лицом в сторону джамаата и садится так, чтобы по сунне левое плечо было ближе к михрабу (к стороне Кыблы). [Бухари, Муслим, Абу Дауд приводят хадис от Бэра б. Азиба: «Когда мы исполняли молитву за хазратом Пророком (мир ему и благословение Аллаха), то старались становиться справа от него, так как (когда он разворачивался к джамаату) после молитвы, мы оказывались прямо против его лица».]
После полного окончания молитвы каждый тихо читает Аят аль-Курси, произносит зикр и мольбу тихо, чтобы не мешать другим. [В мечетях, где среди джамаата присутствуют много пожилых и обучающихся мусульман, муэдзины в этом месте перед очередным зикром (в качестве обучения или напоминания) произносят вслух: Зульджаляли – СубханаЛлах… Зулькямали – АльхамдулильЛях… Зулькъудрати – Аллаху Акбар…] Однако если после окончания молитвы*** и зикра имам читает мольбу вслух, то остальные, после каждого его обращения к Аллаху, произносят «Аминь» в соответствии с хадисом.
*** [Внимание: В нашем сборнике приводятся в тексте или даются в сносках альтернативные данные по действиям после окончания молитвы, по исчислению расстояния путника, по нисабу закята, и другим видам поклонений, взятые из книги: «Diyanet Islam Ilmihali». [Известно, что на протяжении многих лет Государственное Управление по делам религий Республики Турции (Diyanet Ishleri Bashkanligi) оказывало и оказывает разностороннюю помощь мусульманам республик бывшего СССР и других стран. Помогает строить мечети, направляет своих имамов, хафизов, в помощь местным джамаатам. Известно так же, что большое количество имамов, муфтиев этих республик как и ранее продолжают получать среднее и высшее религиозное образование в Турции под патронажем «Diyanet Ishleri Bashkanligi». В связи с этим в нашем сборнике приводятся альтернативные данные по исполнению различных видов поклонений, взятые из книги: «Diyanet Islam Ilmihali» Lutfi Shenturk; Seyfettin Yazici. Ankara – 1998».]На стр. 146-147 этой книги рекомендуется после полного окончания молитвы (после фарда, если за ней нет сунны, как после утренней и предвечерней молитв), произнести дуа и тасбихи в следующей очередности:
1) «Аллахумма антассаляму…», 2) «Аллахумма салли аля саййидина Мухаммадин ва аля али саййидина Мухаммад», 3) «СубханаЛлахи валь’хамду лиЛляхи ва ля иляха илляЛлаху ваЛлаху акбар ва ля хавля ва ля къуввата илля биЛляхиль’алиййиль-азым»,4) «Аузу…5) БисмиЛля…», 6) Айат аль-курси, …7) 33 раза «СубханаЛлах», 33 раза «АльхамдулиЛлях», 33 раза «Аллаху Акбар», 8) «Ляа иляха илляЛлаху вахдаху ля шарика лях, ляхуль мульку ва ляхуль хамду ва хува аляа кулли шай’ин кадиир», 9) Дуа.]
Таким образом, Аят аль-Курси, тасбихи и дуа читаются после полного окончания молитв данного времени (сунна+фард+сунна).
При чтении молитвы вслух (одинаково как за имамом, так и при самостоятельном чтении), после произнесения суры Фатиха – произносится Ааамииин тихо (шепотом).
Доказательством тому, что по мазхабу Ханафи после чтения вслух суры «Фатиха», «Ааамииин» произносится тихо, служит хадис, в котором говорится: «Четыре выражения во всех молитвах произносятся тихо (шепотом):
1) «А’узубиЛляhи миннаш-шайтанир-раджим».
2) «БисмиЛляhи-р-Рахмани-р-Рахим!».
3) Произносить слово «Ааамииин!» после суры «Фатиха» (тихо-шепотом).
4) Произносить Тахмид: – «Раббана лакаль хамд» после «Руку’у». [Хадис привел Ибн-и Шэйба. В цепи передатчиков: Ибн-и Мас’уд, Ибрахим ан-Нахаи’]
Также, по мазхабу Ханафи, стоя за имамом ничего не читается из Корана. Читаются «Субханака», «А’узу… БисмиЛля…», все тасбихи, ат-Тахиййату, салаваты и т.д.
При совместной молитве ни в коем случае нельзя опережать Имама в движениях (при переходах к следующему рукну). При суджуде нельзя отрывать от пола одновременно обе ноги! Особенно надо следить за тем, чтобы не отрывать от пола правую стопу. Имам Али бин Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил, что если бы у него была возможность, то он перед исполнением молитвы прибил бы большой палец правой ноги к полу.
Способ исполнения Зикра в соответствии с Сунной:
По мазхабу Ханафи мусульманин, исполнивший молитву один или за имамом, после приветствия произносит:
1) «Аллахумма Анта-с-Салям ва Минкассалям. Табаракта йа зельджеляли валь-икрам!» – О, Аллах мой, Ты – Мир и от Тебя – мир. Благословен Ты и Почитаем, о обладатель Величия! [В хадисе, приведенном в сборниках Муслима и Тирмизи, говорится: «После исполнения фарда, Посланник Аллаха сидел ровно столько, сколько необходимо для прочтения: «Аллахумма Анта-с-Саляму ва Мин-ка-с-саляму. Табаракта йа зель-Джаляли валь-Икрами», и после этого сразу вставал для исполнения сунны»].
2) Три раза «АстагьфируЛлах» – Прости меня Аллах. Но лучше прочитать это покаяние трижды в полном виде: «АстагьфируЛлахи-ль-Азыйм аллязи ляа иляха илля Хува-ль-Хаййу-ль-Каййум ва атубу илейх».
3) «А’узубиЛляхи мин-аш-шайтани-р-раджиим» – Прошу защиты Аллаха от проклятого (побитого камнями) шайтана.
4) 1 раз «Аят аль-Курси» (255-й аят суры – 2, «Бакара»):
«Аллаху ляа иляха илля Хува-ль-Хаййу-ль-Каййум. Ляата хузу-Ху синатун ва ляа наум, ле-Ху ма фиссамавати ва ма фи-ль-арды. Мэн зеллезий йэшфе-у инда-ху илляа биизних, йа-ляму маабайна эйдихим ва маа халфэ-Хум. Ва ляа йухыйтуна би-шай’ин мин ильмихи илляа бимашаэ, васиа курсиййу-Хус-самавати ва-ль-арда, ва ляа йауду-Ху хыфзухума ва Хува-ль-Алиййю-льАзыйм.»
– Аллах – Нет другого бога кроме Него, живого, сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится перед Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, – поистине, Он – высокий, великий!
5) Затем, не дожидаясь команды, 33 раза калимату-т-Танзих – «СубханаЛлах», 33 раза Тахмид – «АльхамдулиЛлях» и 33 раза Такбир – «Аллаху Акбар». [Сказано было в хадисе: «Не оставляйте произнесение тасбихов и тахлилей, подсчитывая их кончиками пальцев. В Судный День будет Спрос с каждого органа, и о пальцах будет сказано: «Они использовались при тасбихе». Беспечный будет далек от милости Аллаха» [Хаким].]
6) «Ляа иляха илляЛлаху вахдаху ля шарика ля-Ху. Ляхуль мульку ва ляхуль хамду ва Хува аляа кулли шай’ин кадиир». – Нет другого бога кроме одного лишь Аллаха и нет у Него сотоварища. Лишь Ему принадлежит Владычество. Хвала Ему, Он может все! [Сказано в хадисе: «Тому, кто после каждого намаза будет произносить 33 раза «СубханаЛлах», 33 «АльхамдулиЛлях», 33 «Аллаху Акбар», а затем: «Ля иляха илляЛлаху вахдаху ля шарика лех, леху-ль-мульку ва леху-ль-хамду ва Хува аля кулли шей’ин кадир», прощены будут его грехи, даже если их количество будет с морскую пену». [Муслим].
Когда однажды сахабы (из числа бедных) обратились к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение): «О, РасулюЛлах! Богатые обошли нас и степенью, и достатком. Мы исполняем намаз, и они его исполняют; мы держим пост, и они постятся. Однако они, к тому же, дают закят и милостыню, освобождают рабов, а мы ведь этого делать не можем», Посланник (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Я научу вас тому, что позволит вам достигнуть высот, которых достигли стоящие над вами, обойти тех, кто ниже вас, и никто не сможет быть выше вас, кроме тех, кто будет делать то же самое, что и вы: Произносите после каждого намаза по 33 раза: СубханаЛлах, АльхамдулиЛлях, Аллаху Акбар, после чего один раз: Ля иляха илляЛаху вахдаху ля шарика лех, леху-ль-мульку ва леху-ль-хамду ва Хува аля кулли шей’ин кадир». А они: «Так ведь богатые тоже делают тасбих, и снова обходят нас». На что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ну а это, – добавка Всевышнего Аллаха, которую Он дает тому, кому пожелает» [Абу Дауд].]
7) «Субхана Рабби-иль-Алий-иль-алель-Ваххаб», поднимаются руки до уровня груди, раскрываются ладони по ширине плеч друг от друга пальцами в сторону Кыблы. После чего следует мольба к Аллаху Тааля за себя и за всех мусульман – ДУА [Обращаться к Всевышнему Аллаху с просьбой (мольба, дуа) дозволено на любом языке].
Пример Мольбы (ДУА) мусульманина после Зикра:
«АльхамдулиЛляхи Раббиль-алемиин, ва-с-саляту ва-с-саляму аляа саййидина Мухаммадин ва аляа алихи ва сахбихи эджмаин» – Хвала Аллаху Господу миров! Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его роду и всем его сподвижникам!
«Аллахумма Раббанаа йа Раббанаа тагаба-ль-мина салятана», – О, Господи, Всевышний Аллах! Прими все наши поклонения и нашу молитву со всеми недостатками.
«Аллахуммагьфирляна, вархамна, варзайна, вашфа’на ва эдхильна-льджанната ва наджджина минаннар», – О Всевышний Аллах! Прости нам наши грехи, прояви к нам Свою милость, будь доволен нами и защити нас. (Мы молим Тебя) Спаси нас от огня Ада и введи нас в Рай.
«Аллахумма! Раббанаа залэмна анфусана ва инлямтагьфирляна ва тархамна, лянакуненна миналь хасирин», – О, Господи, Всевышний Аллах! Мы отнеслись враждебно к самим себе. Если Ты не простишь нас и не проявишь к нам Свое милосердие, то несомненно мы окажемся в числе потерпевших наказание.
«Аллахумма! Ахсин акибатана фи’ль-умури куллиха ва аджирна мин хизйид-дунйа ва азаби-ль-ахирах», – О, Всевышний Аллах! Направь наши дела и судьбу нашу на доброе, прекрасное, и предохрани нас от совершения зла в этом мире и спаси от наказания в мире загробном.
«Аллахуммахфазна мин кули беляид-дюнйа ва азаби-ль-ахирах», – О, Всевышний Аллах! Спаси и сохрани нас от несчастий в этом мире и от наказаний взагробном и мире.
«Аллахуммансури-ль-Исляма ва-ль-муслимин», – О, Всевышний Аллах! Помоги Исламу и мусульманам.
«Аллахуммахшурна фи зумратис-салихиин», – О, Всевышний Аллах! Воскреси нас среди благочестивых.
«Аллахуммагьфирляна вархамна анта Мавляна фансурна аляль кавмиль-кяфириин», – О, Всевышний Аллах! Прости нас, прояви к нам Свою милость. Ты наш Господин. Укрепи нас против неверных.
«Аллахумма! Инни аузу бика мина-ль-куфри ваш-ширки ва-ль-факри ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мемати», – О, Всевышний Аллах! Несомненно, ищу защиты у Тебя от неверия, многобожия, бедности, мучений в могиле, от притеснений в жизни и мучений при смерти.
«Аллахуммафтахляна эбваба рахматика», – О, Всевышний Аллах! Открой нам Свои врата милости.
«Аллахумма! Иннака афуввун, тухиббу-ль-афвы фа’фу анни», – О, Всевышний Аллах! Несомненно Ты многое можешь простить и любишь прощать. Прости меня.
«Аллахумма! Инна ас’алюка умрен тавилян, ва ризкан фасиан, ва авлядан салихан, ва ильмен нафиан, ва сиххатен фи-ль-бедени, ва Тавбатан кабла-ль-маути, ва рахатен индель-маути ва духулен фи-ль-Джаннати ва афийатан фид-дунйа ва-ль-ахирах» – О, Всевышний Аллах! Молю Тебя, дай мне продолжительной жизни, хорошего достатка, благочестивых детей, полезных знаний, здоровье телу. Дай мне возможность совершить покаяние перед смертью и облегчи миг моей смерти. Прости меня после смерти. Молю Тебя, дай мне спокойствия и в этом мире и в мире загробном, и введи меня в Рай.
После этого излагается просьба к Аллаху о помощи в мирских делах, и затем следует мольба о принятии вышеизложенного ДУА «Амин! Амин! Йа Рабби! Тагаба-ль-минна дуаина» – Молю Тебя, о Господи! Молю Тебя, чтобы так и было! О, Господи! Прими мою мольбу! [В хадисе от Ибну Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передается: «Посланник (мир ему и благословение Аллаха) велел мне: «Когда обращаешься с мольбой (дуа) к Аллаху, то делай это, раскрыв ладони, а не на тыльную сторону их. Закончив же дуа, проведи ладонями по лицу» [Ибни Маджа].]
После изложения просьбы (Дуа) к Аллаху Тааля, рекомендуется:
8) «Ас-саляту ва-с-саляму алейка йа расулюлЛах, ас-саляту ва-с-саляму алейка йа наби-ал-Лах, ас-саляту ва-с-саляму алейка йа саййида-льаувалине ва-ль-ахрыйн…» – Мир тебе и благословение о посланник Аллаха, мир тебе и благословение о пророк Аллаха, мир и благословение тебе о глава первых и последних. И далее, 3 последних аята Суры 37 (Саффат – Стоящие в ряд):
9) «Субхана Раббика Рабби-ль-иззати аммаа йасифун. Вас-салямун аляль мурсалийн. Ва-ль-хамду лиЛляхи Рабби-ль аалямиийн» – Хвала же Господу твоему, Господу величия, превыше Он того, что они Ему приписывают! И мир посланникам! И хвала Аллаху, Господу миров! (37: 180-182).
10) «Би рахматика йа архама-р-Рахимиийн». Здесь можно закончить, прочитав Суру Фатиха и провести ладонями по лицу. Тому, кто желает заслужить еще больше вознаграждений Аллаха субханаХу ва тааля, рекомендуется после утренней и вечерней молитв читать после дуа вместе с «БисмиЛляhи-р-Рахмани-р-Рахим» одиннадцать раз суру 112 – «Ихляс»:
«Кьуль Хуваллаху ахад. Аллаху Самад. Лям йалид ва лям йуляд, вал лям йакулляху куфуван ахад». – Скажи: «Он – Аллах – един, Аллах вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!».
Затем по одному разу суры 113, 114. Сура 113 – «Фаляк»:
«Кьуль а’узу би Рабби-ль-фаляк. Мин шарри маhаляк. Ва мин шарри гьасикын изаа вакаб. Ва мин шари-н-наффысати фи-ль-укад. Ва мин шарри хасидин изаа хасэд». – Скажи: «Прибегаю я к Господу рассвета от зла того, что он сотворил, от зла мрака, когда он покрыл, от зла дующих на узлы, от зла завистника, когда он завидовал!».
Сура 114 – «Наас»: «Кьуль а’узу би-р-Рабби-н-наас. Мелики-н-наас. Иляхи-н-наас. Мин шарриль-васваси-ль-хан-наас. Аллязий ювес вису фий судури-н-наас. Мин-альджиннати ва-н-наас». – Скажи: «Прибегаю к Господу людей, царю людей, Богу людей, от зла наущателя скрывающегося, который наущает груди людей, от джинов и людей!».
После этого 67 раз произнести «Астагфиру-л-Лах» в этой краткой форме.
Затем произнести 10 раз: «Ляа иляха илляЛлаху вахдаху ля шарика лях. Ляхуль мульку ва ляхуль хамду йухйи ва йумит ва Хува аляа кулли шай’ин кадиир». [Хадис об этом приведен у Тирмизи от Абу Зара, да будет доволен им Аллах. Смысл хадиса следующий: «Если кто-либо после утренней совместной молитвы, не отвлекаясь, прочтет (этот Зикр) 10 раз, тому будет записано 10 вознаграждений, будут прощены 10 грехов. По Воле Аллаха он возвысится на 10 степеней. В тот день он будет избавлен от воздействий шайтана и в его книгу в тот день не будет вписан ни один грех, кроме ширка (многобожия)» [Тирмизи].]
Тем мусульманам, у кого утром время ограничено, вместо указанных сур и зикров весьма рекомендуется после утреннего и вечернего намазов, сделав зикр и дуа, произнести троекратное покаяние в форме: «А’узубиЛляхиссами’иль-алими мин-аш-шайтани-р-раджиим», а затем прочитать три последних аята суры 59 – «Хашр», так как сказано в хадисе: «70 тысяч ангелов обратятся с мольбой за того, кто после утреннего намаза произнесет троекратное покаяние и прочитает три последних аята суры «Хашр». Если этот мусульманин умрет в этот день, то заслужит степень шахида. Если же он все это прочитает вечером, то заслужит такую же награду» [Тирмизи]. И далее обращение с мольбой к Аллаху Тааля – дуа.
Аль-хамду-лиЛляхи Рабби-ль-алемиин!