В книге «Рэдд-уль-Мухтар…» Имама Ибни Абидина говорится, что запрещено по шариату совершать земной поклон (суджуд) на что-либо, находящееся выше пола более чем на 25 см. На меньшую высоту хотя и дозволено, но весьма нежелательно (макрух).
Если больной не может совершать молитву стоя, то делает ее сидя на полу. Если сидящий на полу больной не может прикладываться к полу, то ему разрешается совершать это на какое-либо твердое возвышение, но не выше 25 см. от пола. Если и это он не в силах делать, то обозначает суджуды наклоном корпуса или головы, сидя на полу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не совершал суджуд даже на самую малую «высоту» от пола. А в книге «Джами’ур-румуз» говорится, что некоторые ученые склоняются к тому, что недозволен суджуд даже и на малую высоту.
Однажды, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посещал больного. Увидев, что больной вместо земного поклона прикладывает ко лбу подушку, отнял у него эту подушку. Тогда больной вместо суджуда стал прикладывать ко лбу полено. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отнял и полено, сказав при этом:
«Если хватает сил, то совершай суджуд как положено – на пол! Если же этого не можешь делать, то не прикладывай ничего ко лбу для суджуда! Обозначай поясной поклон (Руку’у) наклоном тела, а земной поклон, еще большим наклоном тела».
Больной, совершающий молитву сидя, при невозможности земного поклона, должен обозначать суджуд наклоном тела. Об этом говорится в книге «Халеби-йи Кабир» имама Ибрагима аль-Халеби.
Больной, не имеющий возможности сесть на пол для молитвы, как положено, – садится, как может. Но ему не дозволяется совершать молитву на стуле, на скамейке, диване, свесив ноги на пол. Вот если он заберется с ногами на диван, и будет совершать молитву, вытянув ноги в сторону Кыблы, то это дозволено. После молитвы, больной может опустить ноги с дивана и встать, как если бы вставал со стула.
Больному дозволяется при совершении молитвы в положении «сидя» на полу, диване и т.д., опираться на что-либо твердое (о столб, дерево, стену).
При невозможности совершать молитву сидя, больной может исполнить молитву лежа на спине. Под голову больному подкладывают подушку, чтобы его лицо было направлено в сторону Кыблы. Можно совершать молитву и лежа на правом боку, или, хотя бы на левом боку. Главное, чтобы лицо было обращено в сторону Кыблы. Наклоны и поклоны обозначаются головой. И здесь главное, – обозначать земной поклон, большим наклоном головы, чем при поясном поклоне. Если больной имеет возможность, то ему необходимо произнести вступительный Такбир Аллаху Акбар стоя. При этом можно и опираться обо что-либо. Об этом говорится в сборнике «Фатава-ульХиндиййа».