Почему не дозволяется между намазами сунна и фард, или фард и сунна вести какиелибо разговоры, приветствовать или отвечать на приветствия, делать дуа или зикр, читать Коран?

by Admin

В книге по фикху мазхаба Ханафи «Хашия аля Маракиль-фалях шархи НурильИзах» Имама Тахтави (ум. в 1231/1815 в Каире, да будет милостив к нему Аллах), в разделе «Дополнительные молитвы», говорится: «Сказанное что-либо между сунной и фардом или фардом и сунной не аннулирует исполненную сунну, но уменьшает ожидаемые вознаграждения (сауваб). По другому достоверному мнению, – молитву «сунна» надо повторить. Любой вид мольбы (дуа) в это время, так же причисляется к разговору». Об этом же говорится и в книге «Дурр-уль-Мухтар…» имама Алауддина аль-Хаскафи (ум. в 1088/1677, да будет милостив к нему Аллах)): «По достоверному мнению, – исполненная сунна не будет принята и ее надо повторить». [«Дурр-уль-Мухтар» на араб.яз. стр. 457. В некоторых изданиях на стр. 711. В тур. Издании: т. 3, стр. 40, 41]. О том, что между молитвами нужно ограничиться лишь чтением: «Аллахумма анта-ссаляму ва минка-с-салям, табаракта йа зель-джаляли вель-икрам», – говорится и в энциклопедии по фикху мазхаба Ханафи «Рэдду-ль-Мухтар…» имама Ибни Абидина (да будет милостив к нему Аллах). Хазрат Ибни Абидин поясняет, что любая форма чтения так же ведет к этому хукму. Таким образом, весьма нежелательно между сунной и фардом читать дуа, суру, или три «Ихляса». Добавлять что-либо от себя при совершении известных поклонений, будет означать изменение религии по своему усмотрению. Если подобное станет привычным, часто повторяющимся поклонением, то будет квалифицироваться как бид’а (недозволенное нововведение), так как сказано в хадисе: «Кто исполняет поклонения не так как мы, – тот не из нас». Следовательно, мы обязаны совершать поклонения так, как передано нам от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) учеными нашего мазхаба. О том, что разговоры или чтение чего-либо между молитвами «сунна», «фард», «сунна», аннулирует (награду за) исполненную сунну, сказано так же и в книге «Бахр-ур-Раык» имама Ибни Нуджейма (да будет милостив к нему Аллах). Если мусульманин, исполнивший сунну утренней молитвы дома, пришел в мечеть и ожидает исполнения фарда с джамаатом, то он ничего не читает ни вслух, ни шепотом. Может лишь, не шевеля губами, в душе произносить калима-и таувхид или думать о величии Аллаха (тафаккюр). Если же у него есть долги по пропущенным молитвам, то может их возмещать где-нибудь в сторонке, никому не мешая. Мусульманину, исполнившему сунну в мечети и ожидающего исполнения фарда с джамаатом, нельзя отвечать на приветствия вошедших, так как это будет равносильно разговору или чтению чего-либо между молитвами, а значит, лишит возможности получения вознаграждения за исполненную сунну. Это общее правило, в котором так же имеется исключение. Таким исключением является рекомендованная в книгах мазхаба мольба (дуа, приносящее по воле Аллаха лечение от сглаза и болезней), которая читается между утренней сунной и фардом. Вопрос: В хадисах сообщается, что после «фард» намазов рекомендуется произнести такую-то мольбу. Эту мольбу надо читать сразу после «фард»а, или же после общего дуа? Ответ: В соответствии с решениями ученых мазхаба Ханафи, такие дуа читаются после зикра и дуа, исполняемые после всех намазов данного времени («сунна» + «Фард» + «сунна»). Об этом сказано у имама Ибни Абидина (да будет милостив к нему Аллах).

Читайте также