Известно, что и Сунна и Фард Утренней молитвы исполняются по 2 ракаата. То есть, это две отдельные молитвы, каждая из которых состоит из Двух Ракаатов. Исполнение этих двух раздельных молитв мало чем отличаются друг от друга. Различие только при принятии Намерения (Нийат), и в том, что перед Обязательной (Фард) молитвой необходимо произнести Икамат, а аяты Корана можно произносить вслух.
Перед началом молитвы необходимо соблюсти Предварительные условия (Шарты):
1) Встать, обратившись в сторону Кыблы.
2) Укрыть Запретное (Сетру-ль-Аврат).
3) Принять Намерение (Нийат).
Сунна:
1) Расстояние между стопами – ширина ладони (4 пальца).
2) Взгляд устремлен на место Суджуда.
ВНИМАНИЕ! Все ракааты ежедневных молитв, кроме фардов Утренней, Вечерней и Ночной, читаются Тихо (аяты Корана, Такбиры, Тахмиды, Тахлили – всё!).
А в фарде Утренней молитвы, а также в первых двух ракаатах фарда Вечерней и Ночной молитв, читаются Вслух только аяты Корана.
Степень обязательности чтения Вслух на этих молитвах при Совместном Исполнении для имама – Ваджиб, а при Самостоятельном – Мубах. То есть, при Самостоятельном Исполнении фарда Утренней молитвы, а также в первых двух ракаатах фарда Вечерней и Ночной молитв, Фатиху и короткую (замми) суру можно читать на выбор: или вслух, или тихо (шепотом). [Женщины все молитвы читают тихо.]
Исполнение Сунны Утренней молитвы:
(2 ракаата) Первый ракаат Прежде чем приступать к любой из пяти очередных молитв, мужчины произносят АЗАН: В отличие от Азанов перед другими молитвами, Азан перед Утренней молитвой читается с добавлением двукратного «Ас-саляту хайрун минаннавм!».
Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Ашхаду ан ля иляха илляЛлах! Ашхаду ан ля иляха илляЛлах! Ашхаду анна Мухаммадан расулюЛлах! Ашхаду анна Мухаммадан расулюЛлах! Хаййя аляс-салях! Хаййя аляс-салях! Хаййя аляль-фалях! Хаййя аляль-фалях! Ас-саляту хайрун минан-навм!* Ас-саляту хайрун минан-навм! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Ля иляха илляЛлах!
Аллах Превелик! Аллах Превелик! Аллах Превелик! Аллах Превелик! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха! Спешите к Молитве! Спешите к Молитве! Спешите к Спасению! Спешите к Спасению! Молитва лучше сна!* Молитва лучше сна! Аллах Превелик! Аллах Превелик! Нет божества кроме Аллаха!
1. Встать, обратившись в сторону Кыблы. Стопы ног – параллельны (по возможности) и на расстоянии 4-х пальцев друг от друга. Подняв руки до уровня головы, раскрыв ладони в сторону Кыблы и касаясь кончиками больших пальцев обеих рук до мочек ушей, принять Намерение сердцем (в душе, бессловесно):
«Намереваюсь ради Всевышнего Аллаха прочитать Сунну Сегодняшней Утренней Молитвы. Встал в сторону Кыблы». [Лишь тем, кого мучают сомнения – принял ли он (она) намерение в душе или нет, дозволяется тихо (шепотом) произнести намерение и словесно [Ибни Абидин].] Затем, опуская руки, произнести Такбир: «Аллаху Акбар» – Аллах Велик и сложить руки на поясе (под пупком). При этом мизинец и большой палец правой руки, обхватывают запястье левой. [Женщины, перед произнесением такбира, поднимают руки до уровня плеч, ладони раскрывают в сторону Кыблы, и, после произнесения такбира «Аллаху Акбар», складывают руки на груди. Они не обхватывают пальцами правой руки запястье левой, а лишь кладут правую ладонь на левую].
2. Затем, не отрывая взгляда от места суджуда, читаются последовательно:
а) «Субханака Аллахумма ва бихамдика ва табаракасмука ва Тааля джаддука ва ля иляха гайрук».
б) «А’узубиЛляhи миннаш-шайтанир-раджим. БисмиЛляhи-рРахмани-р-Рахим!». [По мнению ученых мазхаба Ханафи выражение «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим!», стоящее перед сурой «Фатиха» (а также перед всеми остальными сурами, кроме того, которое проходит в суре 27 – «Нэмл», айате 30) не считается айатом данной суры. Опирается это мнение на хадис, приведенный в сборнике Муслима «Джами-ус-Сахих» и переданный Анасом (да будет доволен им Аллах): «Я исполнял молитву и с хазратом Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и с хазратом Абу Бакром, и с хазратом Умаром, и с хазратом Усманом (да будет доволен ими Аллах), но ни от одного из них не слышал, чтобы они читали (вслух) «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим!» [Муслим].]
в) Сура «Фатиха»:
«Аль-хамду-лиЛляхи Рабби-ль-алемиин! АрРахмани-р-Рахим! Малики йаувмиддин. Иййака на’буду ва иййака настагъин. Ихди-нас-Сырат-аль-мустакыйм. Сырат-аль-лязина ан амта алейхим. Гайри-ль-магьдуби алейхим ва ляд-даааа-ллиииин».
Хвала – Аллаху, Господу миров! Милостивому, Милосердному, Царю в День Суда. Тебе мы поклоняемся и Тебя просим помочь! Веди нас по дороге прямой, По дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, – не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших.
Прочитав суру «Фатиха», произносим тихо: «Ааамииин».
г) Следом читаем не менее трех коротких аятов, или на выбор – один длинный аят (величиной с короткую суру), или одну короткую (Замм-и) суру. Например, суру 108 – «Каусар»: [По мазхабу Ханафи чтение в молитве после суры «Фатиха» еще что-либо из Корана (в первых двух ракаатах фард молитв и во всех ракатаах дополнительных молитв) является Ваджибом. Такое решение опирается на хадис от Абу Саида аль-Худри: «Нам было велено читать в молитве вместе с «Фатихой» (еще и другие) айаты, чтение которых нам легко даются». [Абу Дауд, И. Хиббан]. ]
«Инна а’тайна каль-каусар. Фасалли ли Раббика ванхар. Инна шаниака хува-ль-абтар».
– Поистине, Мы даровали тебе обильный! Помолись же Господу своему и заколи! Ведь ненавистник твой – он куцый (бесхвостая овца; человек без потомства (сура 108 – «Каусар»).
3. После чтения Корана, произносим такбир: «Аллаху Акбар», и, одновременно сдвигая ноги, совершаем поясной поклон – Руку’у. [Произносить Такбир надо в движении, и закончить до окончания движения в сторону Руку’у. По мазхабу Шафии перед такбиром поднимаются ладони до уровня плеч.] Спина и голова должны быть наклонены параллельно земле, пальцы рук обхватывают колени. В этом положении взор направлен на пальцы ног и произносим не менее трех (или 5-7…) раз: «Субхана Рабби аль-’Азым» – Слава Господу моему Великому! [Женщины наклоняются меньше. Колени слегка согнуты. Пальцы рук не обхватывают (как у мужчин) колени. Раскрытые ладони кладутся сверху колен].
4. Затем, произнося во время движения Тасми: «Сами’Аллаху лиман хамидах» – Аллах слышит того, кто Его восхваляет, возвращаемся в положение стоя (Кыям), не отрывая взгляда от места суджуда. Полностью выпрямившись, [В этом положении необходимо стоять столько времени, сколько необходимо для спокойного произнесения тахмида «Раббана лакаль хамд».] произносим Тахмид: «Раббана лякяль хамд» – Хвала Тебе, Господу нашему.
5. После чего, с произнесением Такбира: «Аллаху Акбар», совершаем суджуд – земной поклон.
а) Для этого последовательно: опускаемся на колени, затем кладем на коврик ладони и касаемся места поклонения носом и лбом так, чтобы прочувствовать твердость земли (пола). [Здесь надо быть внимательным, чтобы при совершении суджуда, левое колено и левая рука не оказались на полу прежде, чем правое колено и правая рука.]
б) В этом положении голова находится между ладонями.
в) Пальцы рук и ног направлены в сторону Кыблы. Стопы прижаты друг к другу.
г) На полу только ладони, а локти пола не касаются. Колени и живот у мужчин не должны соприкасаться между собой и касаться пола. [Женщины, напротив, все части тела прижимают друг к другу и к полу].
д) В положении суджуд произносим тихо, трижды или более (но нечетное количество раз): «Субхана Рабби аль-А’ляа» – Слава Господу моему Высочайшему!
6. Затем, с такбиром: «Аллаху Акбар», переходим в положение «сидя».
а) Для этого подворачиваем под себя левую стопу и садимся на нее (правая стопа остается в вертикальном положении, а пальцы направлены в сторону Кыблы).
б) Ладони кладем на бедра, пальцы свободны. Колени не обхватываем. Кончики пальцев у края колена.
7. Просидев в этом положении столько, сколько необходимо для фиксирования всех частей тела, [В этом положении надо просидеть столько, сколько необходимо для спокойного произнесения тасбиха «СубханаЛлах».] со словами «Аллаху Акбар», совершаем второй земной поклон – суджуд.
8. Здесь опять тихо, трижды говорим «Субхана Рабби аль-А’ляа». Затем, произнося тихо (шепотом) Такбир: «Аллаху Акбар», поднимаемся в положение стоя (Кыям).
а) При вставании с положения «суджуд», нельзя отталкиваться от пола руками.
б) Ноги не должны смещаться со своего места для отталкивания от пола. Не должно быть никаких хождений. Лишь левую стопу при подъеме с пола можно отодвинуть влево на ширину ладони, чтобы в положении Кыям между стопами было расстояние примерно в 4 пальца.
Второй ракаат Сунны Утренней молитвы:
1. В положении Стоя (Кыям), складываем руки на поясе чуть ниже пупка, читаем вновь поочередно «БисмиЛляhи-р-Рахмани-р-Рахим!», суру «Фатиха»: …, и тихо – Ааамииин!
Затем читаем или один длинный аят, или три кротких аята из Корана, или короткую суру. Например, читаем суру 112 – «Ихляс»:
«Кьуль ХуваЛлаху ахад. Аллаху Самад. Лям йалид ва лям йуляд, вал лям йакулляху куфуван ахад».
– Скажи: «Он – Аллах – един, Аллах вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!» (сура 112 – «Ихляс).
2. Затем, также как и в первом ракаате, произнося тихо: «Аллаху Акбар» – Аллах Велик! – совершаем поясной поклон – Руку’у.
3. Затем, снова произносим не менее трех раз: «Субхана Рабби аль’Азым» и со словами: «Сами’Аллаху лиман хамидах», возвращаемся в положение стоя.
4. Полностью выпрямившись в положение стоя, произносим: «Раббана лякяль хамд», после чего со словами «Аллаху Акбар», совершаем Суджуд – земной поклон. Опять опускаемся на колени, затем кладем на коврик ладони и касаемся места поклонения носом и лбом так, чтобы прочувствовать твердость земли (пола). В этом положении пальцы рук и ног направлены в сторону Кыблы. Локти и живот у мужчин не должны соприкасаться между собой, а также касаться колен и пола.
5. В положении суджуд произносим трижды (шепотом): «Субхана Рабби аль-А’ляа».
6. Затем, со словами: «Аллаху Акбар», переходим в положение «сидя». Для этого подворачиваем под себя левую стопу и садимся на нее. Правая стопа остается в вертикальном положении, а пальцы этой стопы направлены в сторону Кыблы.
7. В этом положении фиксируем все части тела. Затем, говоря тихо: «Аллаху Акбар», совершаем второй земной поклон – суджуд. Здесь опять тихо, трижды говорим «Субхана Рабби аль-А’ляа» – Слава Господу моему Высочайшему!
8. После второго суджуда, вновь садимся на левую стопу, предварительно ее для этого развернув, а стопу правой ноги оставляем вертикально, направив пальцы правой ноги в сторону Кыблы. [Женщины при сидении (ташахудде), ноги, сложенные в коленях, направляют назад справа от себя. Пальцы рук на коленях прижаты друг к другу].
9. В этом положении читаем последовательно:
«Аттахиййату лиЛляхи вассалявату ваттаибат. Ас-саляму ‘алейке аййуханабиййу ва рахматуЛлахи ва баракатух. Ассаляму ‘аляйна ва ‘аляа ‘ыбадиЛляхи-с-салихийн. Ашхаду алляаа иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-Ху ва расулюх». «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад, кема саллейта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун, Маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад, кема баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид. Раббанаа атинаа фиддуньяа хасанатан ва фи-ль-ахирати хасанатан ва кына азаб-ан-нар. Раббанагьфирли ва ливалидаййа ва лиль му’минийна йаума йакумуль-хисааб».
10. После этого, поворачивая голову направо и глядя на правое плечо, приветствуем: «Ас-саляму ‘алейкум ва рахматуЛлах» – Мир вам и милость Аллаха, Затем, поворачивая голову налево и глядя на левое плечо, повторяем: «Ас-саляму ‘алейкум ва рахматуЛлах» – Мир вам и милость Аллаха. Таким образом, молитва в 2 ракаата считается законченной. [Утренняя сунна является наиболее значительной из всех дополнительных молитв, которые исполняются ежедневно вместе с фардами. Важность этой молитвы подтверждается словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Ахмад и Абу Дауд передают от Абу Хурайры: «Не отвергайте утреннюю сунну, даже если вас будут преследовать всадники на конях». В другом сообщении от матери правоверных Айшы (да будет доволен ею Аллах) говорится: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не исполнял так часто ни одну дополнительную молитву, как утреннюю сунну». [Бухари; Муслим]. ]
После окончания 2-х ракаатов Сунны Утренней молитвы, в соответствии с хадисом [от Тирмизи] произносится: «Аллахумма Анта-с-Салям ва Минкассалям. Табаракта йа зель-джеляли валь-икрам», и сразу (без дуа) встается для исполнения Фарда.
Степени важности положений 2-х ракаатов при исполнении Утренней Сунны:
Фарды: 1) Вступительный Такбир (Тахрима).
2) Стоять в Молитве (Кыям).
3) Чтение из Корана (Кыраат).
4) Поясной поклон (Руку’у).
5) Земной поклон (Суджуд).
6) Сидение в конце молитвы (Када’и ахира).
Ваджибы:
1) При вступлении к молитве произнести Такбир: «Аллаху Акбар».
2) Прочитать до конца суру «Фатиха».
3) Читать суру «Фатиха» перед другими аятами.
4) Читать после суры «Фатиха» другую короткую суру.
5) Стоять ровно, не раскачиваясь (Та’дилю-ль-Аркан)
Сунны:
1) Поднимать руки при вступительном такбире.
2) Ладони раскрыты, пальцы вместе.
3) Складывать кисти рук на поясе, под пупком.
4) Пальцы правой руки обхватывает запястье левой.
5) Между Стопами ног – ширина ладони (4 пальца).
6) Взгляд устремлен на место суджуда.
7) Чтение «Субханака…».
8) «Аузу…Бисмиллах…» в первом ракаате.
9) Начать второй ракаат с «БисмильЛяhи-р-Рахмани-р-Рахим».
10) После чтения «Фатиха», произнести тихо «Аамиин».
Внимание! При исполнении молитвы Необходимо помнить, что:
1. В случае пропуска Фардов, молитва аннулируется и ее надо начинать сначала.
2. В случае задержки с исполнением Фарда, в конце молитвы необходимо повторить два земных поклона (Суджуд-ус-Сахв).
3. При случайном пропуске Ваджибов, так же необходимы в конце молитвы два дополнительных земных поклона (Суджуд-ус-Сахв). Если же какоелибо положение молитвы разряда «Ваджиб» будет пропущено умышленно, то эта молитва требует восстановления. Если подобная молитва не будет восстановлена, то этот мусульманин станет грешником, – не будет считаться благочестивым (то есть будет не «Салих», а станет «Фасык»).
4. В случае пропуска положений Сунны, молитва остается действительной, но ценность ее уменьшится. Естественно, для того чтобы получить наибольшую награду за исполненную молитву, надо быть внимательным и стараться выполнить все положения – Фарды, Ваджибы, Сунны, Мустахабы.
О чтении в молитве суры «Фатиха»:
В хадисе от Убады б. Самита говорится: «Без чтения Фатихи молитва не действительна». Но ввиду того, что это сообщение является из числа «Ахад», [О методах использования хадисов «Ахад» сахабами и муджтахидами 4-х мазхабов см. «Люди Сунны и Согласия – Кто Они» Абу Асада аль-Ханафи (Крым – 2005 г. СПб – 2009 г.)] ханафиты берут за основу 20-й аят суры 73 – «Музаммиль»: «…Читайте же что легко вам из Корана…». Этот аят позволяет муджтахидам мазхаба ханафи считать чтение суры «Фатиха» не Фардом а Вадижбом. По иджтихаду Имамов А’зама Абу Ханифа и Абу Йусуфа (да будет милостив к ним Аллах), мусульманин, прочитавший меньшую часть суры «Фатиха», должен будет совершить в конце молитвы «Суджуд-ус-Сахв», а прочитавшему большую часть, – «Суджуд-ус-Сахв» не потребуется. В остальных 3-х мазхабах чтение «Фатихи» – является Фардом.
ФАРД УТРЕННЕЙ МОЛИТВЫ
Мужчинам перед исполнением Обязательной молитвы (Фард), необходимо произнести Икамат. Аяты Корана на Фарде Утренней молитвы (а также в первых двух ракаатах Вечерней и Ночной), мужчинам можно читать как вслух, так и тихо (шепотом). [Женщины читают только тихо!] Прежде чем начать Фард Утренней молитвы (а также перед Фардами остальных 4-х молитв), произносится Икамат:
Аллаху Акбар, Аллаху Акбар! Аллаху Акбар, Аллаху Акбар! Ашхаду ан ля иляха илляЛлах! Ашхаду ан ля иляха илляЛлах! Ашхаду анна Мухаммадан расулюЛлах! Ашхаду анна Мухаммадан расулюЛлах! Хаййя аляс-саляти, хаййя аляс-салях! Хаййя аляль-фаляхи, хаййя аляль-фалях! Кад камати-с-саляту, кад камати-с-салях! Аллаху Акбар, Аллаху Акбар! Ля иляха илляЛлааах!
Аллах Превелик, Аллах Превелик! Аллах Превелик, Аллах Превелик! Свидетельствую, что Нет другого бога кроме Аллаха! Свидетельствую, что Нет другого бога кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха! Спешите к Молитве, спешите к Молитве! Спешите к Спасению, спешите к Спасению! Молитва начинается, молитва начинается! Аллах Превелик, Аллах Превелик! Нет другого бога кроме Аллаха!
Способ исполнения Фарда Утренней Молитвы отличается от исполнения Сунны Утренней Молитвы лишь тем, что сура «Фатиха» и другие аяты Корана (при желании) читаются вслух.
ПЕРВЫЙ РАКААТ ФАРДА УТРЕННЕЙ МОЛИТВЫ:
1. Встать, обратившись в сторону Кыблы. Стопы ног – на ширине 4-х пальцев между ними. Подняв руки до уровня головы, раскрыв ладони в сторону Кыблы и, касаясь кончиками больших пальцев обеих рук до мочек ушей, принять Намерение сердцем (в душе, бессловесно): «Намереваюсь ради Всевышнего Аллаха прочитать Фард Сегодняшней Утренней Молитвы. Встал в сторону Кыблы». Тот, кто не уверен, принял ли он намерение или нет, может тихо произнести намерение и словесно.
Затем, опуская руки, произнести Вступительный Такбир (Такбиратуль-Ихрам): «Аллаху Акбар» – Аллах Велик! и сложить руки на поясе под пупком. Мизинец и большой палец правой руки, обхватывают запястье левой. [В переводе смысла хадиса, переданного от хазрата Али б. Аби Талиба, говорится: «В молитве, класть правую руку на запястье левой и держать их под пупком, – является сунной» [Абу Дауд, И. Ахмад].]
2. Затем, не отрывая взгляда от места суджуда, читаются последовательно (шепотом):
а) «Субханака Аллахумма ва бихамдика ва табаракасмука ва Тааля джаддука ва ля иляха гайрук».
Слава Тебе мой Аллах и хвала Тебе, и благословенно имя Твое, и Нет другого бога кроме Тебя!
б) «А’узубиль-Ляhи миннаш-шайтанир-раджим. БисмиЛляhи-рРахмани-р-Рахим!» [В соответствии с хадисом, переданным Ибн-и Мас’удом и Ибрахимом ан-Нахаи’, по мазхабу Ханафи, четыре выражения во всех молитвах произносятся тихо (шепотом): 1) «А’узубильЛяhи миннашшайтанир-раджим». 2) «БисмильЛяхи-р-Рахмани-р-Рахим!». 3) Произносить после суры «Фатиха» слово «Ааамииин!». 4) Произносить после «Руку’у» Тахмид: – «Раббана лакаль хамд». [Ибн-и Шэйба]].
– Прибегаю к Аллаху от проклятого (побитого камнями) шайтана. Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
в) Следом читаем суру 1 – «Фатиха»:
«Аль-хамду-лиЛляхи Рабби-ль-алемиин! Ар-Рахмани-р-Рахим! Малики йаувмиддин. Иййака на’буду ва иййака настагъин. Ихди-нас-Сырат-альмустакыйм. Сырат-аль-лязина ан амта алейхим. Гъайри-ль-магьдуби алейхим ва ляд-даааа-ллиин».
Прочитав суру «Фатиха», произносим тихо, «Ааамииин».
г) Следом читаем не менее трех коротких аятов, или на выбор – один длинный аят (величиной с короткую суру), или одну короткую (Замм-и) суру. Например, суру 113 – «Фаляк»: [Тем мусульманам, которые знают на память большее число сур, в Утренних и Полуденных молитвах лучше читать суры длиннее. По мазхабу Ханафи «Длинными» сурами (Тивал-ы муфассал) считаются все суры, начиная с суры 49 «Худжурат» и до конца суры 85 «Бурудж». К сурам «Средней» величины (Эвсат-ы муфассал) причислены следующие за ними суры: от суры 86 «Тарик», до суры 98«Бэййина». И к «Коротким» (Кысар-ы муфассал) сурам, относят все суры от 99-ой до 114-ой.]
«Кьуль а’узу би Рабби-ль-фаляк. Мин шарри махаляк. Ва мин шарри гьасикын изаа вакаб. Ва мин шаррин-наффасати фи-ль-укад. Ва мин шарри хасидин изаа хасэд».
– Скажи: «Прибегаю я к Господу рассвета от зла того, что он сотворил, от зла мрака, когда он покрыл, от зла дующих на узлы, от зла завистника, когда он завидовал!».
3. После чтения Корана, произносим такбир: «Аллаху Акбар» и одновременно совершаем поясной поклон – Руку’у. Спина и голова должны быть наклонены параллельно земле, пальцы рук обхватывают колени. В этом положении взор направлен на пальцы ног и произносим не менее трех (или 5-7) раз тихо: «Субхана Рабби аль-’Азым» [По мазхабу Шафии здесь добавляется «…ва бихамдихи». ] – Слава Господу моему Великому. [Женщины наклоняются меньше. Колени слегка согнуты. Пальцы рук не обхватывают (как у мужчин) колени. Раскрытые ладони просто кладутся сверху колен].
4. Затем, произнося во время движения Тасми: «Сами’Аллаху лиман хамидах» – Аллах слышит того, кто Его восхваляет, возвращаемся в положение Стоя [В этом месте в положении Кыйам (Стоя) по мазхабу Шафии вскидывают ладони вверх до уровня плеч. По мазхабу Ханафи ладони рук поднимаются до уровня головы (и большими пальцами касаются мочек ушей) только один раз при Вступительном Такбире – в начале молитвы.] – Кыям, не отрывая взгляда от места суджуда.
Полностью выпрямившись, произносим Тахмид: «Раббана лякяль хамд» – Хвала Тебе, Господу нашему [Те, кто в молитве следуют имаму, произносят (шепотом) лишь «Раббана лакаль хамд». Это делают в 3-х мазхабах: Ханафи, Малики и Ханбали. Шафииты считают, что и джамаат должен произносить за имамом оба выражения.]
5. После чего, с произнесением Такбира: «Аллаху Акбар», совершаем суджуд – земной поклон:
а) Для этого последовательно: опускаемся на колени, затем кладем на коврик ладони и касаемся места поклонения носом и лбом так, чтобы прочувствовать твердость земли (пола). [Здесь надо быть внимательным, чтобы при совершении суджуда, левое колено и левая рука не оказались на полу прежде, чем правое колено и правая рука.]
б) В этом положении голова находится между ладонями.
в) Пальцы рук и ног направлены в сторону Кыблы. Стопы прижаты друг к другу.
г) На полу только ладони, а локти пола не касаются. Колени и живот у мужчин не должны соприкасаться между собой и касаться пола. [Женщины все части тела прижимают друг к другу и к полу].
д) В положении суджуд произносим тихо, трижды или более (но нечетное количество раз):
«Субхана Рабби аль-А’ляа» – Слава Господу моему Высочайшему! [Здесь, так же, как и после Руку’у, по остальным мазхабам добавляется «…ва бихамдихи».]
6. Затем, со словами: «Аллаху Акбар», переходим в положение «сидя».
а) Для этого подворачиваем под себя левую стопу и садимся на нее (пра вая стопа остается в вертикальном положении, а пальцы направлены в сторону Кыблы).
б) Ладони кладем на бедра, пальцы свободны. Колени не обхватываем. Кончики пальцев у края колена. [Женщины садятся на бедра, направив согнутые в коленях ноги на правую сторону назад].
7. Просидев в этом положении столько, сколько необходимо для фиксирования всех частей тела, со словами «Аллаху Акбар», совершаем второй земной поклон – суджуд.
8. Здесь опять тихо, трижды говорим «Субхана Рабби аль-А’ляа». Затем, произнося Такбир: «Аллаху Акбар», поднимаемся в положение стоя (Кыям) для Второго Ракаата. [По мазхабу Ханафи от пола вначале отрываются руки, затем поднимаются колени. При вставании в положение Кыйам, правая стопа должна оставаться на том же месте, где была при Суджуде. То есть, в молитве не должно быть хождений, топтаний (DMIF, I: 351).]
а) При вставании с положения «суджуд», нельзя отталкиваться от пола руками.
б) Ноги не должны смещаться со своего места для отталкивания от пола. Никаких хождений. Лишь левую стопу при подъеме с пола можно отодвинуть влево на ширину ладони, чтобы в положении Кыям между стопами было расстояние примерно в 4 пальца.
ВТОРОЙ РАКААТ ФАРДА УТРЕННЕЙ МОЛИТВЫ
1. В положении Стоя (Кыям), складываем руки на поясе чуть ниже пупка, читаем вновь поочередно «БисмиЛляhи-р-Рахмани-р-Рахим!», суру «Фатиха»: …, и произносим тихо – Ааамииин! Затем читаем или короткую суру, или три коротких аята из Корана, или один длинный аят. Например, читаем суру 114 – «Наас»:
«Кьуль а’узу би-р-Рабби-н-наас. Мелики-н-наас. Иляхи-н-наас. Мин шарриль-васваси-ль-хан-наас. Аллязий ювес вису фий судури-н-наас. Мин-альджиннати ва-н-наас».
– (Скажи: «Прибегаю к Господу людей, Царю людей, Богу людей, от зла наущателя скрывающегося, который наущает груди людей, от джиннов и людей!»).
2. Затем, также как и в первом ракаате, произнося: «Аллаху Акбар» – Аллах Велик! – совершаем поясной поклон – Руку’у.
3. Затем, снова произносим не менее трех раз: «Субхана Рабби аль’Азым» и со словами: «Сами’Аллаху лиман хамидах», возвращаемся в положение стоя – Кыям. [По мазхабу Шафии после Руку’у в этом месте читается мольба «Кунут». По мазхабу Ханафи мольбу «Кунут» в молитве читают только при исполнении намаза «Витр».]
4. Полностью выпрямившись в положение стоя (Кыям), произносим: «Раббана лякяль хамд» – Хвала Тебе, Господу нашему, и, со словами «Аллаху Акбар», опускаемся на колени, затем кладем на коврик ладони и касаемся места суджуда носом и лбом так, чтобы прочувствовать твердость земли (пола). В этом положении пальцы рук и ног направлены в сторону Кыблы. Локти, колени и живот у мужчин не должны соприкасаться между собой и касаться пола.
5. В положении суджуд произносим трижды: «Субхана Рабби альА’ляа» – Слава Господу моему Высочайшему!
6. Затем переходим в положение «сидя», подворачивая под себя левую стопу и садясь на нее. Правая стопа остается в вертикальном положении, а пальцы направлены в сторону Кыблы.
7. В этом положении фиксируем все части тела. Затем говорим: «Аллаху Акбар», совершая при этом второй земной поклон – суджуд. Здесь опять трижды говорим «Субхана Рабби аль-А’ляа»).
8. После второго суджуда, вновь садимся на левую стопу, предварительно ее для этого развернув, а стопу правой ноги ставим вертикально, направив пальцы правой ноги в сторону Кыблы. Женщины, как мы уже говорили, садятся на левое бедро, вытянув обе ноги на правую сторону (такое положение ног называется «Таваррюк»).
9. В этом положении читаем последовательно:
«Аттахиййату лиЛляхи вассалявату ваттаибат. Ас-саляму ‘алейке аййуханабиййу ва рахматуЛлахи ва баракатух. Ассаляму ‘аляйна ва ‘аляа ‘ыбадиЛляхи-с-салихийн. Ашхаду алляаа иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-Ху ва расулюх».
«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад, кема саллейта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун, Маджид».
«Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад, кема баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид».
«Раббанаа атинаа фиддуньяа хасанатан ва фи-ль-ахирати хасанатан ва кына азаб-ан-нар». «Раббанагьфирли ва ливалидаййа ва лиль му’минийна йаума йакумуль-хисааб».
10. После этого, поворачивая голову направо и глядя на правое плечо, приветствуем: «Ас-саляму ‘алейкум ва рахматуЛлах» – Мир вам и милость Аллаха, Затем, поворачивая голову налево и глядя на левое плечо, повторяем: «Ас-саляму ‘алейкум ва рахматуЛлах» – Мир вам и милость Аллаха.
Здесь окончены 2 ракаата Утренней Фард молитвы. После этого произносится:
а) «Аллахумма Антассалям ва Минкассалям. Табаракта йа зель-джеляли валь-икрам».
б) Затем, после троекратного: «АстагъфируЛлах…», читается:
в) «А’узубиль-Ляhи миннаш-шайтанир-раджим» и «Аят-уль-Курси».
г) После этого – зикр: 33 раза произнести «СубханаЛлах»; 33 раза – «АльхамдулиЛлях»; 33 раза – «Аллаху Акбар». Считать рекомендуется при помощи пальцев, так как сказано в хадисе:
«Не оставляйте произнесение тасбихов и тахлилей, подсчитывая их кончиками пальцев. В Судный День будет Спрос с каждого органа, и о пальцах будет сказано: «Они использовались при тасбихе». Беспечный будет далек от милости Аллаха» [Хаким].
д) После зикра – обращение к Аллаху субхана ва тааля с мольбой – «Дуа».
Внимание! Способ Исполнения Зикра и Дуа в соответствии с Сунной после каждого из обязательных 5-ти молитв читайте сдесь.
Степени важности положений 2-х ракаатов Фарда Утренней молитвы:
Фарды:
1) Вступительный Такбир (Тахрима).
2) Стоять в Молитве (Кыям).
3) Чтение из Корана (Кыраат).
4) Поясной поклон (Руку’у).
5) Земной поклон (Суджуд).
6) Сидение в конце молитвы (Када’и ахира).
Ваджибы:
1) При вступлении произнести Такбир: «Аллаху Акбар».
2) Прочитать до конца суру «Фатиха».
3) Читать суру «Фатиха» перед другими аятами.
4) Читать после суры «Фатиха» другую короткую суру.
5) Стоять ровно, не раскачиваясь (Та’дилю-ль-Аркан).
6) Приветствовать вправо и влево.
Сунна:
1) Поднимать руки при вступительном такбире.
2) Ладони раскрыты, пальцы вместе.
3) Складывать кисти рук на поясе, под пупком.
4) Кисть правой руки обхватывает запястье левой.
5) Между Стопами ног – ширина ладони.
6) Взгляд устремлен на место суджуда.
7) Чтение «Субханака…».
8) «Аузу…Бисмиллах…» в первом ракаате.
9) Начать второй ракаат с «БисмильЛяhи-рРахмани-р-Рахим».
10) После чтения «Фатиха», произнести тихо Аамиин!
11) Чтение: «Салли…Барик…» и мольбы «Раббанаа…».