АЗАН – Это Призыв к молитве. Предписание по Сунне, близкое к Обязательному. Азан указывает начало времени каждой из пяти молитв. Ежедневно мусульмане читают 5 молитв, следовательно, и Азан произносится 5 раз.
Слова Азана:
Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Ашхаду ан ля иляха илляЛлах! Ашхаду ан ля иляха илляЛлах! Ашхаду анна Мухаммадан расулюЛлах! Ашхаду анна Мухаммадан расулюЛлах! Хаййя аляс-салят! Хаййя аляс-салях! Хаййя аляль-фалях! Хаййя аляль-фалях! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Ля иляха илляЛлааах!
Аллах Превелик! Аллах Превелик! Аллах Превелик! Аллах Превелик! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха! Спешите к Молитве! Спешите к Молитве! Спешите к Спасению! Спешите к Спасению! Аллах Превелик! Аллах Превелик! Нет божества кроме Аллаха!
В Утреннем Азане после слов «Хаййа аляль-фалях» дважды произносится: «Ас-Саляту хайрун минан-навм! Ас-Саляту хайрун минан-навм!» – Молитва лучше сна! – Молитва лучше сна!
Возможность прочтения Азана является для мусульманина великой благостью Всевышнего Аллаха. Такое мнение опирается на слова хазрата Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если бы мусульмане знали о величайшей благости, которая дается за возглашение Азана и за стояния в первом ряду в молитве, и если бы потом они не имели бы возможности это делать (из-за большого количества желающих), то стали бы тянуть жребий». [Хадис от Абу Хурайры приведен у Бухари и Муслима.]
В книге «Мир’ат-уль-Харамэйн»XXXII говорится: «Чтение Азана началось в первый год Хиджры в Медине. До этого времени оповещение о времени молитвы проводилось возгласом – Ас-саляту джами’а. Первым исполнителем Азана в Медине был Билял аль-Хабаши, а первым муаззином Мекки был Хабиб б. Абдуррахман (да будет доволен ими Аллах). Первый Азан перед Пятничной молитвой был введен во время правления Халифа Усмана (да будет доволен им Аллах). Поначалу этот Азан как и другие читался внутри мечети. Во время халифа Абд-ул-Малика правитель Медины Аббан б. Усман велел читать этот Азан с минарета. Малик Насыр б. Мансур в 700 г. велел по пятницам перед Азанами читать салаваты (ас-саляту ва-с-саляму). В 58 г. по приказу халифа хазрата Муавийа (да будет доволен им Аллах) правитель Египта, сподвижник Маслама б. Махлед (да будет доволен ими Аллах), велел построить первый Минарет и велел читать муаззину Шархабилю салаваты перед утренним Азаном».
В книге «Мэвахиб-и лядуниййа», а также в хадисе от Абдуллаха б. Умара из «Сахиха» Бухари, сообщается: «В первый год Хиджры Пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовался по поводу призыва к молитве со своими сподвижниками. Поступили разные предложения: кто советовал извещать о молитве ударами в колокол как назаретяне; кто предлагал дуть в трубу как иудеи; кто – разводить на высоком месте огонь как огнепоклонники. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не принял ни одно из этих предложений. Тут хазрат Умар заметил: «А почему бы нам не назначить ответственного человека, который бы призывал на совместную молитву?» На это Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вставай-ка Билял, призови людей на молитву».
В книге «аль-Бэдаиу’с-Санаи фи тартибу-ш-Шараи» имам аль-Касани пишет, что после того, как Абдуллах б.Зейд сообщил о том, что видел и слышал во сне, как некто призывал на молитву чтением Азана, в те же дни о таком же сне сообщил и хазрат Умар (да будет доволен ими Аллах). Ибн-и Абидин в своем сборнике «Рэдд-уль-Мухтар аля-д-Дурриль-Мухтар» по этому поводу добавляет: «Автор «Фетх-уль-Кадыр»а (Ибн-и Хумам) передает сообщения Абдуллаха б. Зейда из книги «Сирадж…» со всеми подтверждениями, где так же говорит о подобном сне и хазрата Умара». Далее, имам дает разъяснение: «Пророку (мир ему и благословение Аллаха) эта форма возвещения очень понравилась, и он велел отныне призывать к молитве подобным Азаном». [В книге «Гъайату-т-тахкык» в разделе «Хад-уд-даллин» сообщается, что в третьем томе книги «Хильйе-ту-ль-Аулийа» передается хадис от Абдуллаха Ибни Аббаса, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Иблис (Сатана) был спущен на Землю, он спросил у Всевышнего Аллаха: «Опустив на Землю Адама, Ты указал его потомкам Путь к спасению через Книги и Пророков. Как это будет осуществляться»? Всевышний Аллах ответил: «Через ангелов, известных пророков и четырех известных книг». Иблис: «А какие же книги, и каких пророков Ты дашь мне, чтобы я их мог обольщать и сбивать с толку»? Всевышний Аллах: «Твоей книгой будут стихи и музыка, развращающие душу человека. Твоими пророками будут прорицатели, гадальщики, колдуны и маги. Пищей твоей – пьянящие напитки, а также все, что будет выпито и съедено без упоминания Моего имени. Наставлениями твоими будет обман, домом – спортивные площадки и бани; капканами твоими – полуодетые девушки; молельнями твоими – места, где собираются нечестивцы (фасык). А Муадзинами твоими будут мизмары (музыкальные инструменты и приспособления)» [От Абдуллаха Ибни Аббаса].]
При исполнении молитвы дома или в поле, также весьма желательно читать Азан и Икамат. До наступления времени молитвы ни Азан, ни Икамат не читаются. Чтение Азана и Икамат при восстановлении пропущенных молитв является Обязанностью по Сунне. Нежелательно произнесение Азана нечестивым мусульманином (фасыком). Разрешается прочтение Азана подростком, достаточно образованным для своего возраста.
Женщины не читают ни Азан, ни Икамат. Если кто-либо при призыве на молитву, читает Коран, то обязан прекратить чтение и повторять слова Азана. Слушать призыв к молитве надо с почтением и повторять тихо, не мешая другим.
Не повторяются лишь выражения «Хаййа аляс-салях… Хаййа аляль-фалях…». В этом месте Азана тихо произносит: «Ляа хауля ва ляа куввата илляа биЛляхи Алиййи-ль-Азыйм».
По окончании произносится салават: [Бухари и Муслим приводят в своих сборниках хадис: «Когда услышите голос муаззина, то повторяйте то, что он говорит, а затем произнесите мне салават» (DMIF, I-437) ]
«Аллахумма салли аляа саййидина Мухаммадин ва аляа али саййидина Мухаммад».
И читается следующая мольба к Аллаху Тааля: «Аллахумма рабби хазихи’д-да’вати’т таматти вассалятиль-кааимати ати Мухаммадини’л-василяти валь фазиляти ваб’асху макааман махмуданиллязи ваадатху, иннака ля тухлифу’ль-миада».
Мусульманина, произносящего Азан, называют «Муаззин». [Вопрос: Можно ли за чтение ежедневного Азана и подобных действий получать зарплату? Ответ: По мазхабам Ханафи и Шафии дозволяется получать заработную плату за должность Муаззина, Имама определенной мечети, за должность Мударриса (руководитель Медресе) и за другие подобные должности. Маликиты вносят уточнение: Да, за ежедневный Азан и Икамат получать зарплату дозволено. Однако за должность имама дозволено лишь с тем условием, когда он совмещает эту должность вместе с должностью Муаззина. Имам может получать зарплату лишь в случае, когда зарплата выделяется из государственного или благотворительного фонда. Но нежелательно, чтобы он получал деньги, собранные с прихожан. Ханбалиты считают, что если есть человек, который согласен читать ежедневно Азан и Икамат безвозмездно, то нанимать Муаззина за деньги непозволительно. Если же нет добровольцев, то ответственные за дела мечетей исследуют положение, и только при наличии необходимости нанимают такого человека за плату (DMIF, I – 436, 437).]
Качества, которыми должен обладать муаззин:
1) Быть разумным, дееспособным. Слабоумный взрослый или неразумный ребенок не могут быть муаззинами.
2) Быть совершеннолетним. Несмотря на дозволенность произнесения Азана благоразумным подростком, все-таки благостнее, когда муаззином является совершеннолетний.
3) Иметь правильное представление о Кыбле и правильно различать время молитвы.
4) Иметь представление о том, что исполняемый им призыв к молитве является Сунной.
5) Быть человеком серьезным, нравственно чистым.
6) Быть в состоянии омовения.
7) Если есть возможность, исполнять свои обязанности бесплатно, ради Всевышнего Аллаха.
8) В мечетях и других местах перед совместной молитвой читать Азан стоя, высоким голосом и, по возможности, на более или менее возвышенном месте.