Нежелательные Действия в Молитве (МАКРУХ).

by Admin

Когда мы говорим о Запретных (Харам) и нежелательных (Макрух) действиях при исполнении поклонений, надо помнить одно общее правило: Не исполнение обязательных Предписаний ведет к Хараму, а не исполнение Весьма Желательных (Сунна) и Предпочтительных (Адаб) действий ведет к Макруху. Но существуют такие положения, когда определенные действия не относятся ни к Сунне, ни к Адабу, однако, все же ведут к Макруху. Ввиду этого, мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся действия или положения вне молитвы и в молитвах, которые ведут к Макруху.

1. Нежелательное Вне Молитвы:

 1 – Является Макрухом и вне молитвы, и в самой молитве беспричинно щелкать пальцами, скреплять их между собой, держать руки под плечевым сгибом (подмышки).

2 – Нежелательно разукрашивать стены молитвенных домов, мечетей, так как это отвлекает внимание молящихся.

3 – Нежелательно держать двери мечетей закрытыми. Мечети предназначены для того, чтобы мусульмане могли свободно и в любое удобное время совершать свои Поклонения. Однако, если существует угроза потери имущества мечети, или же угроза нанесения мечети какого-либо вреда, то закрытие дверей мечети в этих случаях не является предосудительным.

4 – Используя мечети с целью уединения для поклонений, нежелательно их использовать в то же время как место отдыха, мирских бесед и прочих мероприятий, не относящихся к поклонениям. Кроме исполнения молитв, в мечетях можно слушать проповеди и получать религиозное образование. Так как при жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) молельные дома использовались и для молитв, и служили местом приобретения знаний, равно как и местом для других мероприятий, конечной целью которых было поклонение Аллаху субхана-Ху ва тааля.

5 – Нежелательно на молельных домах (крышах) сооружать туалеты. Это положение относится лишь к зданиям, специально предназначенным для молитв (мечетям). Нежелательно на крышах мечетей или внутри их отправлять естественные надобности.

6 – Нежелательно использовать в мечетях огнеопасные вещества, жидкости или предметы постоянного обихода.

7 – Нежелательно использовать без особой надобности постоянное, неоправданно яркое освещение мечети, так как это ведет к неоправданным расходам, расточительству (Исраф).

2. Нежелательные действия Во Время Молитвы:

Рассмотрим нежелательные действия, относящиеся ко всей молитве, а также нежелательные действия, относящиеся к рукнам молитвы. Основные, часто встречающиеся Нежелательные Действия на протяжении всей молитвы:

а) Играть одеждой или какой-либо частью тела. (Разрешено одной рукой поправить прилипшую одежду). Убирать камешки с места Суджуда более чем одним движением.

б) Без особой необходимости чесаться во время молитвы; вытирать пот со лба и т.п.

в) Зевать и потягиваться во время молитвы.

г) Смотреть по сторонам (крутить головой).

д) Начинать молитву в стесненных обстоятельствах, когда мысли человека заняты чем-то насущным (к примеру: необходимостью отправления естественной надобности, или чувством голода, в то время, как пища уже готова и стол накрыт и т.п.) е) Держать руки под плечевым сгибом (подмышки).

ж) Беспричинно закрывать глаза или закатывать глаза вверх.

з) Исполнять молитву с закатанными рукавами. Находиться на молитве с завернутой вокруг головы повязкой. (Оставлять верх головы открытым).

и) Исполнять молитву с накинутой на плечи одеждой. Читать молитву, завернув платком или накидкой рот и нос.

к) Исполнять молитву в местах, не предназначенных для этого. (К примеру: на дорогах, на кладбищах, напротив могилы, в банях, на навозных кучах, а также в местах, где не получено разрешение владельца специально огороженной территории).

л) При совместной молитве, оставаться в своем ряду, когда в переднем есть свободное место.

м) Исполнять молитву в местах, где на передних и боковых стенах имеются изображения живых существ. Нежелательно так же иметь какой-либо видимый другими рисунок на теле или одежде.

н) Молиться перед огнем. [Когда мусульманин молится перед огнем, его поклонение уподобляется молитве огнепоклонника. Такое положение противоречит Корану и Сунне. Мусульманин в своих поклонениях не должен походить на кяфиров.] Читать молитву напротив человека, обращенного к вам лицом.  [Нежелательно молиться напротив человека, повернувшегося к Кыбле спиной.]

о) Не ограждать (Сутра) место молитвы на открытом месте. Не ограждаться от нечистот.

п) Читать молитву в старой, неприглядной одежде, при наличии новой или более приличной.

[Вопрос: Можно ли исполнять молитву в пижаме или другой ночной одежде?

Ответ: Требования к одежде при исполнении молитвы гласят о том, что: 1) одежда должна быть чистой; 2) одежда должна укрывать части тела, запрещенные для обозрения другими людьми (Аврат). Здесь нет различия в одежде. Главное, чтобы она соответствовала Шариату. Одежда может быть и домашней, и на выход, и даже рабочая. Необходимо, чтобы она была чистой, и укрывала аурат. Но этих требований достаточно в основном для молитвы в домашних условиях.

Другое дело, когда мусульманин идет на Совместную Молитву в мечеть. Здесь уже одежда должна соответствовать правилам приличия (Адаб), установленным для молитвы в мечети. Так как сказано в Священном Коране: «O cыны Aдaмa! В каждую мeчeть нарядными (одетыми в лучшие одежды) идите; …» (7: 31). Не будет соответствовать приличию молитва в пижаме с другими людьми и вне мечети. Следовательно, дома (и в других подобных местах, где мусульманин остается один) исполнять молитву в пижаме или подобной одежде дозволено. ]

р) Читать молитву в одиночестве, когда тут же читают совместную молитву. Читать индивидуально разные молитвы в одной комнате с женщиной, не отгородившись от нее занавеской.

с) В мечетях и других местах совместной молитвы выделять себе постоянное место.

т) Молиться с непокрытой головой, не придавая этому значения, из-за лени. (Не возбраняется читать молитву с непокрытой головой человеку богобоязненному, проявляющему свою кротость, смиренность перед Величием Аллаха субхана-Ху ва тааля).

у) При второй совместной молитве, имаму стоять напротив Михраба. (Здесь имеется в виду совместное чтение той же молитвы опоздавшими).

А) Нежелательные действия, относящиеся к Кыяму и Кыраату молитвы:

а) Без особых причин, стоя на молитве (Кыям), опираться о стену.

б) При Кыраате беспричинно «перепрыгивать» через аят.

в) Нежелательно во втором ракаате Обязательной молитвы читать на три аята больше чем в первом ракаате.

г) Также нежелательно при чтении двух ракаатов подряд; во втором ракаате читать суру, которая по очередности стоит раньше той суры, которую вы читали в первом ракаате. Например: нежелательно читать во втором ракаате суру 111, если в первом ракаате вы читали суру 112.

д) Нежелательно в одном ракаате читать дважды одну и ту же суру, или читать одну и ту же суру в обоих ракаатах, если человек знает на память другие аяты или суры.

е) В молитве при чтении подряд коротких сур в двух ракаатах, пропускать в промежутке одну суру. Например: Если в первом ракаате вы читали суру 112, то во втором ракаате нежелательно читать 114-ую, пропустив 113-ую. Можно пропускать две и более суры при чтении подряд, или же читать без пропусков.

ж) При чтении в двух ракаатах двух коротких сур, иметь пропуск между ними в одну суру.

з) Заканчивать чтение Корана в молитве (Кыраат), находясь в поясном поклоне (Руку’у).

и) Стоя в молитве (Кыям), без особой причины держать левую руку поверх правой.

к) Произносить «БисмиЛляхи…» вслух, и в особенности произносить вслух «Ааамииин» после чтения суры «Фатиха» в молитвах, которые читаются вслух. [По мазхабу Ханафи «БисмильЛяхи р-Рахмани р-Рахим!» и «Аамииин» произносят в молитве про себя, а по мазхабу Шафии, – вслух. Для произнесения «вслух», достаточно, чтобы услышал четвертый человек в ряду!]

л) Приняв намерение следовать имаму, читать вместе с ним аяты Корана. [ По мазхабу Шафии за имамом читается сура «Фатиха».]

Б) Нежелательные действия, относящиеся к Руку’у и Суджуду:

а) Не класть руки на колени при Руку’у (колени надо обхватывать пальцами рук).

б) В положении Руку’у поднимать голову или опускать вниз (надо держать горизонтально).

в) При Тасбихах использовать пальцы для счета.

г) Нежелательно при исполнении Суджуда, класть на пол руки без уважительных причин раньше, чем колени. А при вставании из положения Суджуд, не рекомендуется поднимать от пола колени раньше, чем руки. [По мазхабу Шафии, – напротив, рекомендуется при вставании из положения Суджуд, поднимать от пола колени раньше, чем руки.]

д) При Суджудах касаться пола только лбом, не касаясь при этом носом.

е) Подтягивать вверх без особой надобности брюки или длиннополую рубаху перед совершением Земного Поклона. Совершение подобных действий двумя руками граничит с Запретом.

ж) Нежелательно совершать Суджуд на рисунок или фотографию живого существа.

з) Во время молитвы без особой надобности поправлять коврик или очищать место молитвы.

и) Без особой надобности во время Суджуда отворачивать от Кыблы пальцы рук и ног.

к) Нежелательно при Суджуде мужчинам класть локти на пол, а женщинам их не класть.

л) Без особых причин нежелательно совершать Суджуд на головной убор. (То есть, когда накидка или головной убор закрывают лоб).

м) При совместной молитве совершать Руку’у и выпрямляться из Руку’у раньше имама, а также опускаться на Суджуд и подниматься из Суджуда раньше имама.

н) В положении Суджуд отрывать от пола какую-либо ногу.

о) Без уважительных причин подниматься из Суджуда, опираясь на чтолибо (стену, стул и т.п.).

В) Нежелательные действия при Первом или Втором Сидении во время молитвы:

а) Сидеть на полу, подтянув колени к груди; скрестив ноги; сидеть, опираясь на ладони.

б) Нехорошо сидеть, вытянув ноги в сторону Кыблы.

в) Нежелательно при Сидении в молитве, обхватывать колени пальцами рук. Также нежелательно держать руки близко к паху. Лучше всего, когда ладони положены на бедра, пальцы направлены в сторону Кыблы, а кончики пальцев перед самым изгибом колен.

г) При чтении «ат-Тахиййату» сидеть на пятках. (На вертикально поставленных стопах).

д) Нежелательно, когда имам отдает приветствие в конце молитвы слишком тихим голосом, или просто указывает приветствие поворотом головы. Все эти действия считаются нежелательными в молитве. Частое повторение нежелательных действий, ведет к малому греху. Постоянное совершение малых грехов, ведет к большому греху.

Места, где исполнение Молитв Нежелательно:

1) В местах, где постоянно ходят люди.

2) На мусорных кучах, свалках.

3) В местах лежки верблюдов и других животных.

4) В местах убоя скота.

5) В местах отправления естественной надобности.

6) В конюшнях и загонах для скота.

7) На могилах, кладбищах.

8) В ванных комнатах, банях.

Читайте также