Начатую молитву могут нарушить следующие положения:
1. Произнесение мирского слова, не связанного с молитвой, или приветствовать и отвечать на приветствие (вне зависимости от причины). Не будет нарушением приветствие по ошибке после первого сидения в молитве, полагая, что это сидение второе.
2. Намеренное покашливание без необходимости, нарушит молитву, а непроизвольное – нет. Не нарушится молитва и в том случае, если это делается для облегчения чтения аятов.
3. Произносение мольбы (дуа), отсутвовавшее в Коране или Сунне, нарушит молитву. В «Дурр-уль-мухтаре» говорится, что: «Любая мольба, произносимая до выхода из молитвы, должна быть на арабском языке. Делать это на других языках – запрещено (харам)».
4. Стон, наподобие «ах», «оф» – нарушит молитву. Однако если больной произнес их непроизвольно, то нарушения не будет. 5. Выражение вслух тоски, огорчения произнесением «уф» – нарушит молитву.
6. Молитва нарушится от плача по причине мирских забот. Если же плачь от сознания величины своих грехов, – то нарушения нет.
7. В ответ на «АльхамдулиЛлях» чихнувшего, сказать «ЙерхамукаЛлях» – нарушит.
8. Услышав плохое известие, сказать «Инна лиЛлях ва …». Вне молитвы – это Сунна.
9. Услышав имя Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) при исполнении молитвы, сказать в ответ «Джелле джелялух» и «мир ему и благословение Аллаха», – нарушит молитву.
10. При чтении молитвы, проходить более чем на два ряда без остановкипосле первого шага. [Любое беспричинное хождение в молитве, нарушает ее. Проход по уважительной причине в любую сторону без остановок после каждого шага, – молитву нарушит. Дозволение прохода вперед, в сторону Кыблы, может быть оправдано лишь тем, что в переднем ряду в молитве открылось свободное место. Так как молиться в своем ряду, когда в переднем есть свободное место, действие весьма нежелательное (Макрух).]
11. Молитва нарушится, если молящийся будет стоять на совместной молитве ближе к Кыбле, чем имам.
12. Если при исполнении молитвы, мусульманин, совершивший Таяммум, увидит воду, или мусульманин, обтиравший обувь перед молитвой, вспомнит что время обтирании специальной обуви (Хуффайн) уже истекло, или мест снялся с ноги, то молитва нарушается. Необходимо возобновления молитвы после нового Малого Омовения. 13. Чтение аятов Корана с ошибками, изменяющими смысл. [К примеру, если при чтении суры Фатиха слова «Йауми-д-Дин» прочитать как «Йауми-т-Тин», молитва тут же нарушится, так как первое слово означает день Конца Света, а второе, – день инжира. Поэтому, при чтении айатов надо тщательно произносить каждую букву согласно правилам чтения (Таджвиду).]
14. Чтение обязательного Кыраата глядя непосредственно в Коран, нарушит молитву.
15. Нарушение Малого или Полного Омовений.
16. Обнаружение на теле, одежде или месте молитвы наджасы (нечистот), количество которой нарушает молитву.
17. Непреднамеренное раскрытие четвертой части аврата (части тела человека, запрещенные для обозрения другими людьми) на время исполнения одного рукна молитвы. [По мазхабу Шафии молитва нарушится, если аврат открылся умышленно, хоть на мгновенье. По мазхабам Ханафи и Шафии запретными для обозрения посторонними людьми у мужчин являются части тела от пупка до колен. С той лишь разницей, что у шафиитов в число запретного входит пупок (граница запрета начинается от верха пупка и до верхнего края колен), а у ханафитов в число запретного для обозрения входит и колено (граница запрета начинается от низа пупка и до низа коленной чашечки). Ввиду этого, если в молитве какая-либо из частей тела в этих границах будет открыта, то молитва будет считаться Не действительной (Фасид). При исполнении молитвы, укрытие мужчинами остальных частей тела (руки, голова), а также надевание длинной одежды (Джубба) с носками, чулками, является для них сунной. Отвергать же сунну является действием нежелательным (Макрух). Для свободных мусульманских женщин в число запретного для обозрения (Аврат) другими людьми входят все части их тела, кроме лица и кистей рук. В число аврат входят и волосы (в том числе и косы, свисающие сзади, и ступни ног). Есть ученые, которые считают, что ступни ног и наружная часть запястья не являются Авратом, но и они считают, что не закрывать их нежелательно – макрух. Если у мужчины или женщины при исполнении ими молитвы откроется одна четвертая часть аврата на протяжении одного рукна, то молитва будет нарушена. Если откроется меньшая часть, то такая молитва будет считаться нежелательной – макрух. К примеру, не будет действительной молитва женщины, если у нее откроется четвертая часть ноги. (Более подробно об укрытии запретного (Сетру-ль-Аврат) смотрите в предыдущей части).]
18. Произнесение Такбира с удлинением первого слога. Если вместо «Аллаху Акбар» произнести первый слог удлиненно, наподобие «Аааллаху…», то сочетание этих слов будет означать вопрос: «Аллах ли Велик?», в котором выражается сомнение в величии Аллаха Тааля. Естественно, что молитва с таким такбиром будет недействительна.
19. Выполнение каких-либо действий (амаль-и касир), не относящихся к молитве. [Предположим, что человек совершает в молитве какие-либо действия, не относящиеся к молитве. Если кому-либо со стороны покажется, что этот человек не находится при исполнении молитвы, а просто занят чем-либо, то молитва человека считается нарушенной. Такое положение называется «Амаль-и Касир» – Чрезмерные действия, не относящиеся к молитве.]
20. Преднамеренно отвернуться всем телом во время молитвы от направления Кыблы. [Если существует опасность нападения врага или другие причины, угрожающие жизни человека, то дозволено исполнять молитву с обращением в другую сторону.] Если будет повернуто только лицо, то это будет весьма нежелательным действием (Макрух). [По мазхабу Шафии молитва нарушится, если исполняющий молитву человек отвернул лицо от Кыблы намеренно, или его заставили сделать это насильно. Но и тут, если человек сразу же повернется в сторону Кыблы, то молитва не нарушится.] 21. Пропуск какого-либо обязательного условия или рукна молитвы. Например, не произнесен Вступительный Такбир (Тахрима); пропущен Кыраат (чтение Корана); пропущен поясной или земной поклоны, или в конце не было необходимого Сидения в Молитве.
22. Преднамеренно или случайно съеденная пища (в т.ч. что-либо выпитое) или жевание жевательной резинки и т.п.
23. Собственный смех (который слышишь сам) нарушит молитву. Если же смех услышат другие, то будет нарушена не только молитва, но и омовение.
24. Если при окончании молитвы мусульманин пропустил последнее сидение («Када’и ахира») и совершил лишний ракаат, то молитва нарушится. [Если же мусульманин совершил лишний ракаат после исполнения «Када’-уль-ахира», молитва не нарушится. Однако в этом случае надо добавить еще один ракаат и уже после него отдать приветствие. Таким образом, последние два лишних ракаата будут засчитаны как дополнительные (Навафиль).]
25. Нарушит молитву и ответ на чей-либо вопрос, даже если ответ был дан в виде аята.
26. Если в молитве человек потеряет сознание или лишится даже на короткое время разума, то молитва нарушается.
27. Стоять на совместной молитве рядом с женщиной или за ней, и читать одну и ту же молитву за одним имамом. (Допускается, в крайнем случае, когда между стоящими в одном ряду мужчиной и женщиной, есть свободное место).
28. В положении суджуд одновременно поднимать обе ноги.
29. Если при начале Утренней молитвы взойдет Солнце, или при исполнении Пятничной молитвы наступит время Предвечерней молитвы, а при исполнении Праздничной молитвы Солнце окажется в зените, то все эти молитвы буду считаться нарушенными.