Два вида Сунны в молитве в мазхабе Ханафи:
а) Сунна молитвы.
б) Мустахабы молитвы (рекомендованные действия). Сунна в молитве – это действия Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сверх Фардов и Ваджибов, которые он совершал постоянно и не пропускал без уважительной причины. По значимости Сунна следует за Ваджибом. Исполнение Сунны служит причиной получения благости от Аллаха субханаХу ва тааля. Не исполнение – явление нежелательное.
Как Ваджибы молитвы дополняют незамеченные недостатки при исполнении Фардов, так и Сунна дополняет Ваджибы.
Кроме всего, исполнение Сунны служит основанием для заступничества Пророка, мир ему и благословение Аллаха. [Два вида Сунны в молитве по мазхабу Шафии: «Эба’аз» и «Хэйет». При пропуске Сунны вида Эба’аз, необходимо совершить два дополнительных земных поклона (Суджуд-ус-Сахв).
а) Эба’аз состоит из следующих положений: Первый Ташаххуд; Сидеть в Ташаххуде. Салават после этого Ташаххуда. Сидеть в конечном Ташаххуде. Произнести в салавате «..ва аля али…» после этого Ташаххуда. Читать Дуа «Кунут» в Утренних молитвах. Во 2-ой половине Рамадана в в Витр молитвах вставать на «Кунут», и читать это дуа. После дуа произнести салават вместе с «..ва аля али…».
б) Хэйет – сюда входят до сорока положений Сунны. При пропуске Хэйета (например, тасбихов), Суджуд-ус-Сахв не совершается (ИФА, II: 10).]
Сунна в молитве исполняется в трех основных Рукнах молитвы:
А) Сунна при Стоянии в Молитве (Кыям).
Б) Сунна при Поясном (Руку’у) и Земном Поклонах (Суджуде)
В) Сунна при Сидении в Молитве (аль-Када’).
А) Сунна при Стоянии в Молитве (Кыям):
1 – Приступать к молитве поднятием открытых ладоней до уровня головы и произнесением Вступительного Такбира: «Аллаху Акбар». [По мазхабу Шафии при Такбире мужчины поднимают ладони до уровня плеч.] Женщины поднимают открытые ладони до уровня плеч.
2 – Ладони должны быть открыты в сторону Кыблы.
3 – Имам должен произнести Такбир громким голосом, чтобы слышно было всем, кто стоит за ним (Джамаату). [По мазхабу Ханафи и Шафии для наличия джамаата достаточно еще одного человека вместе с имамом.]
4 – Тот, кто следует в молитве имаму, должен произнести Такбир сразу после имама.
5 – Сразу после вступительного «Такбира» складывать руки на поясе под пупком, обхватывая большим пальцем и мизинцем правой руки запястье левой. Женщины складывают руки на груди. Правая ладонь кладется на левую.
6 – Читать тихо «Субханака…» и «Аузу… БисмиЛля…» в первом ракаате перед «Фатиха».
7 – Читать тихо «БисмиЛля…» в каждом ракаате перед «Фатиха».
8 – После прочтения суры «Фатиха» произносить «Ааамииин». (По мазхабу Ханафи слово «Амин» произносится тихо).
9 – Если мусульманин не в пути, и не гость (не Мусафир), то в соответствии с Сунной ему рекомендовано читать из Корана в Утренней и Полуденной молитвах – подлиннее; в Предвечерней и Ночной молитвах – средней длины; а в Вечерней молитве читать коротко (см. выше главу: Третий Фард Молитвы).
10 – В ракаатах молитвы читать аяты и суры Корана последовательно. К примеру, аят или сура, прочитанная в первом ракаате, должна предшествовать аяту или суре, читаемой во втором ракаате. Если же в каждом ракаате будут читаться по отдельности короткие суры, то они должны следовать друг за другом, или же между ними должен быть разрыв не менее чем в две суры.
11 – Если ничто не мешает (например, у человека болит в паху), то при Кыяме надо ставить ноги так, чтобы между ними было расстояние в четыре пальца (ширина ладони).
12 – Стоя в молитве, смотреть на место земного поклона (суджуда).
13 – В трех и четырех ракаатных молитвах, в третьем и четвертом ракаатах читать «Фатиху».
Б) Сунна при Поясном (Руку’у) и Земном Поклонах (Суджуде):
1. Произносить Такбир «Аллаху Акбар» перед и после Руку’у и Суджуда. [Надо обращать внимание на то, чтобы такбиры перед и после рукуу и суджудов произносились во время движения. К примеру, будет неправильным произнести такбир стоя и после идти на рукуу, и так же будет неправильно произнести такбир сидя, а затем подниматься из суджуда. Надо помнить, что является Сунной произносить такбир во время движения и заканчивать произнесение такбира так же до окончания движения.]
2. При переходе из положения Кыям в положение Руку’у, мужчинам соединять стопы. [В книге «Там Ильмихал сеадет-и эбедиййе» со ссылкой на такие ценные книги мазхаба Ханафи как: «Халеби-уль-Кабир», «Дурр-уль-Мухтар…» и «Рэдд-уль-Мухтар…», говорится, что в положениях «Руку’у» и «Суджуд» ноги, в соответствии с сунной, должны быть соединены вместе. Для этого, при переходе в Поясной Поклон, левая нога подтягивается к правой, и находится в этом положении до окончания двух Земных Поклонов. При переходе из Суджуда в положение стоя (Кыйам), левая нога отодвигается от правой на ширину 4-х пальцев. Эта сунна только для мужчин.]
3. В положении Руку’у трижды произносить тасбих: «Субхана Рабби альАзыйм».
4. Мужчины в положении Руку’у обхватывают колени раздвинутыми пальцами рук, и выравнивают спину и голову параллельно земле. Женщины наклоняются меньше, а пальцы рук не раздвигая кладут на колени. 5. В положении Руку’у не сгибать руки в локтях. Женщины слегка их сгибают.
6. В положении Руку’у направить взор на свои ноги.
7. При возвращении из положения Руку’у в положение Кыям, произносить: «Сами-ал-Лаху лиман хамидах».
8. После возвращения в положение Кыям из положения Руку’у, произносить «Раббанаа лака’л-хамд».
9. При исполнении Суджуда, вначале опускать на пол колени, затем класть на пол ладони и уже после этого опускать между двумя руками на пол (или молитвенный коврик) голову. Конечно же, если такой очередности ничто не мешает.
10. В положении Суджуд трижды произносить тасбих. К примеру: «Субхана Рабби аль-А’ляа».
11. В положении Суджуд у мужчин живот не касается бедер, а локти не касаются пола и не прижимаются к телу. Женщины в положении Суджуд напротив, прижимают локти к бокам и всем корпусом прижимаются к полу.
12. В положении Суджуд, ладони прижаты к полу, а пальцы рук сомкнуты и направлены в сторону Кыблы.
13. Надо следить, чтобы в положении Суджуд голова касалась пола между руками.
14. При возвращении в положение Кыям из положения Суджуд поднимать части тела от пола в обратной очередности: вначале голову, потом руки и затем колени.
15. Оставаться в положении «сидя» между двумя Суджудами столько, сколько необходимо для произнесения тасбиха «СубханаЛлах».
В) Сунна при Сидении в Молитве (Када’):
Эти положения относяться как при сидении в середине молитвы (Када’и Уляа), так и при сидении в конце молитвы (Када’и Ахира).
1) Перед тем, как перейти в положение Када’ для чтения «ат-Тахиййату», мужчинам надо сесть на левую ногу, предварительно развернув под себя левую стопу, а правую стопу оставить вертикально (пальцы правой стопы направлены в сторону Кыблы). Женщины садятся на левое бедро, предварительно согнув ноги в колене направо назад.
2) Читать мольбу «ат-Тахиййату» тихо (шепотом).
3) При сидении в молитве держать руки на бедрах, не обхватывая колени, но и не сжимая пальцы.
4) При сидении в молитве не смотреть по сторонам.
5) После прочтения «ат-Тахиййату», читать салаваты «Аллахумма Салли…» и «Аллахумма Барик…».
6) После произнесения салаватов, прочитать аяты Корана или произнести хадис в виде мольбы. К примеру, «Раббанаа атинаа…».
7) После окончания молитвы, приветствовать «Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-Лах» в обе стороны. Начинать приветствие с правой стороны.
8) При приветствии смотреть на соответствующее плечо.
9) Имаму, при приветствии, приветствовать на правую сторону немного громче, чем на левую.
10) Опоздавшему на совместную молитву, вставать на восполнение пропущенных ракаатов после второго приветствия имама.