Продолжительность этого «сидения» должна быть по времени не менее чем время, необходимое для прочтения «ат-Тахиййату…». Это время также называют «Ташаххуд».
Мужчины в этом положении садятся на левую ногу, предварительно развернув внутреннюю сторону стопы под себя. Правая стопа остается в вертикальном положении. Пальцы ног согнуты в сторону Кыблы. Находясь в положении «сидя», ладони кладутся на бедра (не обхватывая колен), пальцы расположены свободно и направлены в сторону Кыблы.
О поднятии указательного пальца по 4-м мазхабам.
Мнения ученых мазхаба Ханафи по этому поводу разделились. Некоторые из них, опираясь на хадис от Ибни Зубайра, переданного Муслимом, сказали, что это желательное действие (сунна). Другие ученые придерживались мнения о нежелательности этого действия (макрух), а третьи вынесли решение о недозволенности поднятия пальца в намазе (харам). Основанием для этого служили многочисленные хадисы о необходимости соблюдения полного покоя и запрете отвлекающих действий в молитве (намазе).
В итоге, большинство алимов нашего мазхаба вынесли фетву о Недозволенности поднятия указательного пальца при сидении в молитве.
В этом решении они придерживались Основного Правила Шариата, которое гласит: «Если об одном и том же действии есть два противоположных мнения муджтахидов (сунна/макрух или халяль/харам), то за основу берутся фетвы о Нежелательности и Недозволенности совершения этого действия (Харам)». Об этом говорится в книгах по фикху имамов аль-Хадими, Ибни Нуджайма, Ибни Абидина и других алимов.
О запрете поднятия указательного пальца в намазе пишется в книгах: «Хуляса-уль-Гидани» имама Насафи Лютфуллаха (ум. 750/1349); «Джамиуль-Мудмарат» имама Йусуфа бин Умара (ум. 832/1429); «Джами-ур-Румуз» имама Кухистани (ум. 962/1555) и других имамов. Подробные разъяснения о запрете этого действия даны в книге посланий «Мактубат» (т. 1, письмо 312) Имама Раббани (ум. 1034 /1624), а так же в книге «Дурр-уль-мухтар…» имама Алауддина аль-Хаскафи (ум. в 1088/1677). Да будет милостив Аллах субхана ва тааля ко всем алимам Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа!
Окончательное решение (фетва) алимов мазхаба Ханафи следующее: «Указательный палец при сидении в молитве поднимать нельзя!»
[Ввиду различных толков, приводим мнения ученых и остальных з-х мазхабов: По мазхабу Малики: При чтении Ташаххуда, левая ладонь лежит спокойно на левом бедре. Правая кисть руки находится на правом бедре. Причем, пальцы правой руки (кроме большого и указательного пальцев), сжаты в кулак. Указательный палец вытягивается вперед, и на протяжении всего Ташаххуда, мусульманин свободно раскачивает его вправо-влево (но не «вверхвниз»). Маликиты опираются на хадис, который приводят Ахмад, ан-Насаи, Абу Дауд и др. … По мазхабу Шафии и Ханбали: Раскрытая левая ладонь с сомкнутыми между собой пальцами кладется на левое бедро, кончики пальцев выравнены с верхним краем колена, и направлены в сторону Кыблы. Пальцы не должны быть раздвинутыми, так как при раздвинутых пальцах, большой палец может изменить свое направление (уклониться от Кыблы). Правая кисть руки находится на правом бедре, а пальцы правой руки (кроме большого и указательного пальцев), сжаты в кулак. (В этом положении по мазхабу Ханбали большой и указательный пальцы соединяются вместе в виде кольца). Затем, при произнесении слов Шахады «ИльляЛлах», поднимается и опускается указательный палец, но при этом никаких движений не производят. Здесь также надо смотреть на поднятый палец (ИФА, II: 40).]
Некоторые особенности Сидения в Конце Молитвы:
а) «Када’и ахира» необходим после любой молитвы, будь то фард, ваджиб или сунна. Без Сидения в Конце Молитвы, никакая молитва не может считаться действительной.
б) Если при исполнении Обязательной (Фард) молитвы будет пропущено Последнее Сидение, и молитва будет продолжена до суджуда следующего (ошибочного) ракаата, то фард молитвы будет считаться нарушенным, и эта молитва будет по значению опущена до значения дополнительной молитвы. Молитву Обязательную (Фард) надо будет совершить снова.
в) В случае, когда Последнее Сидение в Молитве будет проведено в сонном состоянии, в полудремоте, необходимо это сидение возобновить. Но ввиду того, что невозможно возобновление этого рукна в этой же молитве из-за сна, молитва будет считаться нарушенной. То же самое произойдет и в случае нарушения других рукнов, если нарушения не будут исправлены тут же. [По мазхабу Шафии все фарды внутри молитвы считаются Рукнами. По этому мазхабу к Рукнам относятся: 1) Намерение. 2) Вступительный Такбир. 3) Стояние в Молитве. 4) Чтение суры Фатиха. 5) Поясной Поклон. 6) Два Суджуда в каждом ракаате. 7) Фиксирование всех частей тела в каждом Рукне до полного успокоения (Та’диль-и Аркан). 8) Чтение мольбы атТахиййат в Последнем Сидении в молитве. 9) Произнесение салавата в Последнем Сидении. 10) Приветствие в конце молитвы. 11) Соблюдать очередность между Рукнами.]
Сидение женщин отличается от сидения мужчин. Женщины сгибают в коленях обе ноги и отводят их назад, в правую сторону. Этот способ сидения женщин называется таваррюк.