Кыраат – это чтение некоторой части Корана в молитве. Минимальный Кыраат в одном ракаате (кроме Фатихи) составляет три коротких аята, или один длинный аят размером не менее трех коротких аятов. Такого мнения придерживаются ученые мазхаба Ханафи. Они руководствуются аятом Священного Корана, который гласит:
«Читайте из Корана то, что вам легче дается».
Некоторые особенности Кыраата:
а) Чтение Корана в молитве производить при помощи языка. К примеру, нельзя мысленно читать из Корана и при этом просто шевелить губами.
б) Читать надо так, чтобы читающий как минимум слышал самого себя, но не мешал бы другим. Вслух (при желании) читаются вечерняя, ночная и утренняя обязательные молитвы. При совместной молитве вслух читает только имам, и это положение является «ваджиб».
в) Кыраат является Обязательным предписанием во всех ракаатах молитвы Витр, в обоих ракаатах обязательной утренней молитвы и в первых двух ракаатах остальных Обязательных и дополнительных молитв. Кыраат в третьем и четвертом ракаатах обязательных молитв является Сунной (в этих ракаатах по сунне читается только Фатиха). Минимальный Кыраат в одном ракаате составляет три коротких аята, или один длинный аят размером не менее трех коротких аятов.
г) Не дозволяется читать аяты Корана на другом языке в виде перевода, так как Коран является отражением слов Всевышнего Аллаха. На другом языке могут читать лишь люди, вновь принявшие Ислам, пока не выучат несколько аятов.
О продолжительности чтения Корана в молитве по 4-м мазхабам:
Относительно продолжительности чтения из Корана в молитве, среди муджтахидов существуют разные взгляды, опирающиеся на разные сообщения. Единодушны они лишь в том, что все рекомендуют читать на Утренней и Полуденной молитве суры более Длинные (Тивал-ы муфассал), чем в других молитвах. Необходимым условием более продолжительного чтения Корана на этих молитвах, является небольшое количество присутствующих, которые готовы к такой продолжительности молитвы.
По мазхабам Ханафи, Малики и Шафии подобная же рекомендация относится и к Полуденной молитве (Саляту-з-Зухр). Ценность рекомендуемой продолжительности объясняется тем, что при более продолжительном чтении Корана в утренних и полуденных молитвах на совместную молитву могут успеть большее количество людей, проснувшихся после ночного или полуденного сна. Размеры сур в соответствии с сунной, подразделяются на три категории:
а) Суры Длинные (Тивал-ы муфассал).
б) Суры Средней длины (Эвсат-ы муфассал).
в) Суры Короткие (Кысар-ы муфассал).
В молитвах Предвечерней (Саляту-ль-Аср) и Ночной (Саляту-ль-Иша’а) рекомендуется читать суры Средней длины (Эвсат-ы муфассал). Эти рекомендации объясняются тем, что в середине дня люди заняты работой, а перед ночной молитвой продолжительное чтение затруднено усталостью и желанием сна.
В Вечерней молитве (Саляту-ль-Магриб) рекомендуется читать Короткие суры (Кысар-ы муфассал), так как промежуток времени, отведенный для Вечерней молитвы порою слишком короток.
По мазхабу Ханафи «Длинными» сурами (Тивал-ы муфассал) считаются все суры, начиная с суры 49 «Худжурат» и до конца суры 85 – «Бурудж». [Хадис передан Абу Давудом от Мусы б. Али, которой передал это сообщение от матери правоверных Айшы, да будет доволен ею Аллах.]
К сурам «Средней» величины (Эвсат-ы муфассал) причислены следующие за ними суры: от суры 86 – «Тарик», до суры 98 – «Бэййина» включительно.
К «Коротким» (Кысар-ы муфассал) сурам, – все суры от 99-ой – «Зильзаль» и до конца Корана.
[По мазхабу Малики «Длинными» сурами считаются все суры, начиная от 49-ой суры «Худжурат» и кончая сурой 79 – «Назиат». К сурам «Средней» величины причислены следующие за ними суры: от суры 80 «Абэсэ», до суры 92 «Вэллейли». И к «Коротким» сурам, – все суры от 93-й до 114-й.
По мазхабу Шафии «Длинными» сурами считаются все суры, расположенные между суро й 49 «Худжурат» и сурой 78 «Нэбэ». К сурам «Средней» величины причислены следующие за ними суры: от суры 78 «Нэбэ», до суры 93 «Духа». И к «Коротким» сурам, – все суры от 94-ой до 114ой. (Хадис передан всеми Имамами, кроме Тирмизи и Абу Давуда).
По мазхабу Ханбали «Длинными» сурами считаются суры, начинающиеся от суры 50 «Каф», а по другому мнению от суры 49 – «Худжурат» (ИФА, II: 26).]
О пределах слышимости при чтении Корана «Вслух» или «Тихо» по 4-м мазхабам:
По мазхабу Ханафи: При чтении «Вслух», голос должен быть слышен как минимум всему первому ряду джамаата. Чтение в молитве квалифицируется «Тихо» (про себя) лишь тогда, когда шепот слышит сам читающий, или могут слышать стоящие рядом (один – два человека). Во всех книгах мазхаба передается, что если человек только шевелит языком, но сам не слышит чтение Корана в намазе, то такой кираат (а значит и намаз), не будет действительным.153