Cостояния женщин, при которых им нельзя читать молитву (салят; намаз), соблюдать пост, читать Священный Коран и брать его в руки, заходить в мечеть и т. п.
1) «Хайыз» (регулы; месячные): Так называется кровотечение, появившееся у девочек с момента наступления половой зрелости и продолжающееся до определенного Всевышним Аллахом возраста. По мазхабу Ханафи самое раннее начало кровотечения Хайыз фиксируется с 9 лет, и самый поздний срок окончания – 55 лет (По Воле Всевышнего Аллаха бывают исключения). Такое кровотечение называется «кровь Хайыз», а такое состояние – «состояние Хайыз».
По мазхабу Ханафи, минимальная продолжительность крови Хайыз в течение одного месяца (цикла) – 3 дня. Максимальная – 10 дней. Время между двумя месячными (состояние чистоты) называется «Тухр» и составляет не менее 15 дней.
2) «Нифас»: – Послеродовое кровотечение. Минимальное время такого кровотечения не определено. Случается, что после родов кровотечение отсутствует или бывает очень мало. Такие женщины сразу могут, совершив омовение, читать намаз и исполнять другие поклонения. Максимальное время Нифас – 40 дней. При рождении двойни, отсчет времени ведется от рождения первого ребенка.
3) «Истихаза»: – Кровотечение, вызванное болезненным состоянием, и которое не является ни менструальным, ни послеродовым кровотечением. Кровь Истихаза не мешает исполнению молитвы, отправлению поста и исполнения других видов поклонений. Также не является препятствием и для половой близости с мужем. Для всего этого необходимо лишь совершить предварительное омовение. Кровь эта не служит препятствием для исполнения поклонений и приравнивается к кровотечению из носа (без порезов). Но ввиду того, что кровотечение вызвано болезнью органов, необходимо обратиться к врачу.
В такие дни женщина действует так же, как и люди, которые не могут на время исполнения одной молитвы унять кровотечение из носа и другие выделения, нарушающие омовение. На период выделения крови Истихаза, женщина становится обладателем «Извинительного Состояния» и исполняет поклонения также как и они.
По мазхабу Ханафи к крови Истихаза причисляется кровотечение, продолжающееся менее трех суток. Таким кровотечением является и кровотечение, продолжающееся более 10-ти дней у женщин в состояние Хайыз. Или послеродовое кровотечение, которое продолжается более 40 дней. Сюда же относится кровотечение у девочек, которым менее 9-ти (девяти) лет, и у женщин в возрасте более 55-ти лет.
Какой бы ни была продолжительность привычного срока “Хайыз” (менструального периода), отсутствие крови в какой-либо из этих дней не освобождает женщину от состояния “Хайыз”. Например: если, при минимальном сроке в 3 дня, во 2-ой день не будет кровотечения, то этот день все равно считается “Хайыз”- то есть срок кровотечения остается 3-х дневным. Признак окончания кровотечения может быть только один, – выделения должны быть белого цвета. Несмотря на то, что кровь красного цвета, выделения могут быть и серого, и зеленого, и желтого, и др. цветов.
У некоторых женщин сроки кровотечений бывают разными. Например, в одном месяце кровь идет 6 дней, в другом 5 дней. В таких случаях после 5-го дня совершается омовение и можно читать намаз, соблюдать пост. Но, из предосторожности, лучше отказаться от половой близости, пропустив еще и шестой день.
У других женщин эти сроки постоянны. К примеру, кровотечения ежемесячно продолжаются 6, 7 или 9 дней. Постоянство этого срока определяется один раз. Например, если первое кровотечение у девочки продолжалось 7 дней, а потом прекратилось, то и продолжительность времени Хайыз для нее определяется как семидневный. Но бывают случаи, когда продолжительность кровотечений меняется. Новая постоянная продолжительность кровотечений определяется в следующем случае: Например, если у женщины ежемесячно кровотечения происходили в течении 6-ти дней, а в очередной раз 2 месяца подряд были по 8 дней, то отныне ее постоянная продолжительность времени «Хайыз» исчисляется в 8 дней. [Более подробно о правилах совершения женщинами поклонений в менструальные, болезненные и послеродовые периоды, см. в 10-ой части сборника «Сборник Религиозных Правил», в разделе – 2: «Ахвалю-н-Ниса», где рассмотрены более 50-ти основных особенностей! ]
Запрещенные действия в состоянии Хайыз и Нифас:
1) Чтение молитвы. Женщины, находящиеся в состоянии «Хайыз» и «Нифас», намаз не читают и впоследствии не восстанавливают . [«Женщина, в состоянии Хайыз, не может исполнять молитву». [Бухари, Муслим, Абу Дауд].] В таких случаях не делаются и никакие другие земные поклоны. При желании, вместо намаза можно читать зикр: АстагфируЛлах…, СубханаЛлах…, АльхамдулиЛлях…
2) Отправление поста. Пост, пропущенный в месяц Рамадан из-за состояния «Хайыз» или «Нифас», должен быть возмещен в другое время. [В хадисе от матери правоверных хазрат-и Айшы (да будет доволен ею Аллах), говорится: «Пост, пропущенный в состоянии Хайыз – восстанавливается, а пропущенная Молитва – прощается». [ Бухари].]
3) Чтение Священного Корана. Разрешается чтение по памяти отдельных аятов только в виде зикра или в виде мольбы к Всевышнему Аллаху. Аяты Священного Корана, в которых даны сообщения или Предписания, нельзя читать даже в виде зикра. [Сказано в хадисе: «В состоянии Хайыз и без полного омовения Коран не читают» [Тирмизи].]
4) Нельзя брать в руки Священный Коран. В состоянии «Хайыз» и «Нифас» не дозволяется брать в руки даже и лист бумаги со священным текстом. [«Пoиcтинe, этo вeдь Kopaн блaгopoдный в книгe coкpoвeннoй. Пpикacaютcя к нeмy тoлькo oчищeнныe» (Сура 56: 77-79).]
5) Нельзя входить в мечеть. В учебные заведения (медресе) входить разрешено. [«Не дозволяется входить в мечеть без полного омовения и в состоянии Хайыз». [Ибни Маджа]. ]
6) Запрещено совершать обход вокруг Каабы.
7) Не дозволяется половая близость с мужем. [«Oни cпpaшивaют тeбя o мeнcтpyaцияx. Cкaжи: «Этo – cтpaдaниe». Oтдaляйтecь жe oт жeнщин пpи мeнcтpyaцияx и нe пpиближaйтecь к ним, пoкa oни нe oчиcтятcя. A кoгдa oни oчиcтятcя, тo пpиxoдитe к ним тaк, кaк пpикaзaл вaм Aллax. Пoиcтинe, Aллax любит oбpaщaющиxcя и любит oчищaющиxcя!» (Сура 2: 222).]
8) В эти запретные дни, мужу не разрешается дотрагиваться до частей тела жены от пояса до колен. Но нет ничего предосудительного, если в эти дни муж и жена пользуются одной постелью.