В каких случаях совершается:
1. Очищение проводится при нарушенном омовении, когда нет чистой воды для совершения Омовения, или, если имеющуюся воду по каким-либо причинам нельзя использовать для омовения, то нужно очиститься чистым песком, или землей и т.п.
2. Когда на всем теле или на большей его части присутствуют раны, и использование воды может принести вред здоровью. Если же большая часть тела здорова, то здоровые части тела омываются, а больные – обтираются мокрой рукой (можно поверх повязки).
3. Если у мусульманина руки в ранах, то он должен для омовения окунуть лицо и ноги в воду. И только при невозможности этого, совершать Таяммум.
4. Если вода находится рядом в колодце, но нет никакой возможности ее достать даже и за оплату, то дозволяется совершить Таяммум. Молитва, исполненная с этим очищением – Действительна (Сахих).
5. Если же и Таяммум может повредить здоровью, то молитва откладывается до выздоровления.
6. Если больной человек решит, что из-за совершения им малого или полного омовения состояние его здоровья ухудшится, или об этом его предупредит врач из числа благочестивых мусульман, то ему дозволяется совершить Таяммум.
7. Если больной человек физически не сможет совершить омовение и не найдет себе для этого помощника даже и за оплату, то ему дозволяется совершить Таяммум. Если не сможет совершить Таяммум и с помощником, то не делает этого, а восстанавливает молитву после выздоровления.
8. Если есть серьезная опасность заболеть от совершения полного омовения (Гусуль) и если нет денег омыться в бане или еще где-нибудь, то вместо полного омовения необходимо совершить Таяммум, а затем совершить малое омовение (Вуду, Абдест).
9. Если при наличии воды человек не может ею воспользоваться из-за хищников, ядовитых змей, огня или вражеского часового, или же если он находится под стражей, или ему запрещают под страхом смерти, то совершает молитву с Таяммумом. В случае, когда молитва была совершена с Таяммумом из-за запрета людьми, ему надо будет эти молитвы восстановить после совершения омовения.
10. Если у путника есть в наличии вода, но она нужна для питья самому и попутчикам, а также для очищения от наджасы, то ему дозволяется совершить Таяммум. Путники должны помнить, что вода после совершения малого или полного омовения (куда бы она не попадала кроме одежды) становится наджасой и пить ее не дозволено. Такой водой можно лишь напоить животных (если нет чистой воды). Человек, умирающий от жажды, должен купить воду у того, кто имеет излишки. Если тот откажется продать излишки, то умирающему от жажды человеку дозволено отнять у него часть воды с применением силы или угрозы.
Находясь в городских условиях необходимо предпринимать поиски воды. Если же человек удален от места, где есть вода, более чем на одну исламскую милю, то ему дозволено совершить Таяммум. Известно, что одна исламская миля по мазхабу Ханафи составляет 4000 зра, где одна зра равна толщине 24-х пальцев (по количеству букв в свидетельстве – «калима-и таухид»). Средняя толщина пальца принята за 2 см. Отсюда следует, что одна зра равна 48-ми см. Таким образом, одна исламская миля составит – 4000 х 48 = 1920 метров. [По мазхабам Малики, Шафии и Ханбали одна миля приравнена также к 4000 зра (локоть), но одна зра в этих мазхабах равна 42 см, а значит, одна миля будет меньше, чем у ханафитов. Здесь она равна: 4000 х 42 – 1680 м.]
В книге «Халеби-йи Сагир» имам Халеби Ибрахим б. Мухаммад (866956/1549) пишет: «Если кто-либо не может совершить омовение из-за того, что на одной из рук или на обеих есть раны (напр. экзема), то по мнению Имама А’зама Абу Ханифа, хорошо бы ему попросить помощи или нанять кого-нибудь. Но, если не хочет никого просить или не на что нанять, то может совершить Таяммум, – молитва его будет действительной». Отсюда выходит, что если такой больной может совершить омовение, надев защитные перчатки, то лучше ему это сделать.
Таяммум, совершенный ввиду одной из указанных выше причин, нарушится сразу же, если эта причина перестанет иметь место. Таяммум нарушится и в том случае, когда после его совершения возникнет другая из вышеуказанных причин, а затем перестанет существовать первая. В этих случаях надо будет совершить повторный Таяммум.
Таяммум можно совершать и в том случае, когда есть вода, но человек из-за ограниченного времени может пропустить заупокойную (джаназа) или праздничную молитвы. Однако этого нельзя делать перед исполнением пятничной или одной из пяти обязательных ежедневных молитв. Перед этими молитвами при наличии воды обязательны вуду или Гусуль. Если из-за ограниченного времени будет пропущена молитва, то ее восстанавливают после. К примеру, если человек проснулся перед самым восходом солнца, то ему надо срочно совершить омовение. Если утренняя молитва будет упущена, то ее восстанавливают вместе с сунной через 45 минут от начала восхода, пропустив нежелательное для исполнения молитвы время.
Кто обязан совершать Таяммум:
1. Совершеннолетний дееспособный мусульманин.
2. Мусульманин, имеющий физическую возможность совершить Таяммум.
Необходимые условия для совершения Таяммума:
1) Принять соответствующее намерение.
2) Отсутствие воды или отсутствие физической возможности омовения водой.
3) Очищаемые (обтираемые) части тела должны быть свободны от посторонних веществ, мешающих очищению (парафин, масляная краска и т.п.).
4) При совершении Таяммума человек должен быть свободен от состояния, мешающего очищению (к примеру, состояние хаид, нифас и т.п.).
5) Проводить очищение не менее чем тремя пальцами.
6) Отсутствие воды в пределах времени и расстояния, установленных Шариатом.
7) Для полного очищения тщательно протереть лицо и руки. Для этого необходимо иметь чистую землю. Земля (грунт, почва) должна быть также и очищающей. В том смысле, что если земля была загрязнена мочой или другой наджасой, но по прошествии определенного времени очистилась (устранились признаки наджасы) от воздействия ветра, дождя и солнечных лучей, то такая земля обрела способность очищать.
При помощи чего совершается Таяммум:
Для очищения способом Таяммум пригодно все, что в своей основе содержит землю. Даже если эти вещества являются твердыми, и на них нет земляной пыли. Если какое-либо вещество может превратиться в золу, или растаять, или расплавиться от воздействия температуры, то оно не пригодно для Таяммума. Следовательно:
Непригодны для очищения к примеру: дерево; трава; доска; железо; зерновые культуры; стены, окрашенные масляными красками; бронза; золото; стекло и т.п.
Песком очищаться можно, а вот жемчугом или кораллом, – нельзя. Можно также известью, гипсом, цементом, глиной и т.п. Если в глине меньше чем наполовину воды, то ею совершается Таяммум. Если же воды больше половины (если глина жидкая), то ее набирают в кусок марли или ткани и выжимают, высушивают из нее воду. Затем обтираются уже этой пыльной тканью. Жидкой глиной нельзя совершать Таяммум. Нельзя также совершать Таяммум глинистой водой, так как такой водой дозволяется совершение Малого Омовения.
Если предмет состоит из двух и более веществ, и вещества пригодные для очищения составляют большую часть предмета, то этот предмет можно использовать для Таяммума.
По мазхабу Ханафи разрешено совершать Таяммум раньше наступления времени молитвы. Разрешается также с одним Таяммумом исполнять различные молитвы. По остальным трем мазхабам Таяммум необходимо совершить только при наступлении времени молитвы. [Это положение необходимо помнить всем, кто, перед совершением малого или полного омовения, а так же перед исполнением намаза, принимает намерение следовать мазхабу Малики или Шафии. При следовании другим мазхабам, надо помнить так же и о том, что по мазхабу Шафии и Ханбали дозволяется совершать Тайаммум лишь чистой землей или песком, перемешанным с пылью. По фетвам мазхаба Малики разрешается кроме этого использовать для Тайаммума снег, лед и все, что произрастает из земли, включая растения и полезные ископаемые: напрмер, – мел, древесина, трава, золото, серебро и т.д. Нельзя использовать керамику, прошедшую обжиг. Внимание: Тем, кто следует в омовении (тайаммуме) мазхабу Малики, надо помнить, что, в этом мазхабе, при нарушении Тайаммума (совершенного по причине отсутствия полного омовения), нарушается и малое, и полное омовение, тогда как по Ханафи, нарушается лишь малое омовение.] Действие этого Таяммума нарушится с окончанием времени молитвы, для исполнения которой был совершен Таяммум.
Таяммум является облегчением при исполнении наших поклонений и одним из благ, ниспосланных Всевышним Аллахом нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и для нас мусульман.
Фарды Таяммума и Способ Исполнения:
1. Принять намерение с уточнением цели Таяммума. То есть, в намерении надо указать для чего совершается очищение (например, – для заупокойной молитвы; для малого или полного омовения и т.п.). Например: «Принимаю намерение совершить Таяммум с целью омовения (вместо абдеста или гусуля)», или: «Принимаю намерение совершить Таяммум с целью очиститься от скверны», или: «Принимаю намерение совершить Таяммум с целью исполнения полуденной (заупокойной, вечерней и т.п.) молитвы». Если учитель совершит Таяммум для показа ученику, то с этим очищением нельзя будет исполнять молитву. (Принятие намерения при малом и полном омовении является сунной).
2. В книге «Менахидж-уль-ибад» Имам аль-ФерганиXXVIII пишет, что в мазхабах Шафии и Ханбали Таяммум совершается только землей (и песком, если он перемешан с пылью). В мазхабах Ханафи и Малики для совершения Таяммума надо засучить рукава выше локтей; принять намерение в соответствии с тем, для чего совершается Таяммум и произнести «А’узубиЛляхи миннаш-шайтанирраджим. БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим!» – (Прибегаю к защите Аллаха от проклятого (побитого камнями) шайтана. Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!).
Затем, раздвинув пальцы рук, слегка ударить о чистую землю (песок, камень, или побеленную известью стену) и, проведя ладонями вперед – назад, не менее чем тремя пальцами каждой ладони протереть лицо целиком один раз.
(Для полного очищения лица, необходимо раскрыть ладони с сомкнутыми пальцами рук и подвести к границе волос и лба. Здесь, держа пальцы в горизонтальном положении и, касаясь кончиками среднего и безымянного пальцев правой руки с кончиками этих же пальцев левой, медленно провести обе ладони по лицу сверху вниз. При этом пальцы должны тщательно прогладить лоб, веки, обе стороны носа, пройтись по губам и нижней челюсти. Пальцы, при этом, одновременно протирают щеки).
3. Еще раз провести ладони вперед – назад по земле и, ударяя ребрами ладоней (большими пальцами) друг о друга, стряхнуть с них пыль. Затем, внутренней стороной четырех пальцев левой руки протирается внешняя сторона правой руки, начиная с внешней стороны четырех пальцев и кончая локтем включительно (медленно, снизу вверх). При этом, внутренняя сторона большого пальца попутно протирает внешнюю сторону большого пальца правой руки. После этого, внутренней стороной левой ладони протирается внутренняя сторона правой руки, с медленным опусканием сверху вниз до кончиков пальцев. Свободное кольцо на пальце необходимо покрутить. Затем, таким же образом очищается левая рука.
Сунна Таяммумa:
1. Прикладывать к земле руки ладонями вниз.
2. Продвигать ладони (протереть) по земле вперед, затем назад.
3. Если к рукам прилипнут комочки земли, то стряхнуть их ударами ладоней друг о друга со стороны больших пальцев.
4. Прикладывая руки к земле, пальцы держать раздвинутыми.
5. Начинать с «БисмиЛлях…».
6. Очищать вначале лицо, а потом руки.
7. Очищение проводить без перерыва между рукнами (так же, как и омовение).
8. Если мусульманин находится в положении гостя или путника, и если он знает, что в пределах одной исламской мили (1920 метров) можно найти воду, то поиск воды становится для него обязательным (фард). Если он только предполагает такую возможность, то тогда поиски воды для него являются весьма желательными (сунна).
9. Очищать вначале правую, а затем левую руку.
10. Руки приударять о землю и, продвигая вперед-назад, прижимать их плотно к земле.
11. Протирать руки способом, указанным выше.
12. Протирать между пальцами, прокручивать кольцо.
Особенности Таяммума в Пути:
Если у путника кончилась вода, то ему необходимо попросить ее у попутчиков. И если ему откажут (скажем, у них самих вода на исходе), то тогда совершает Таяммум.
Если же попутчик предлагает воду за деньги, то при наличии денег путник обязан купить воду.
В случае, когда вода продается за чрезмерно высокую плату, путник освобождается от обязанности покупать воду, и совершает Таяммум. Чрезмерность платы (Габен-и фахиш) определяется в том случае, когда цена за товар превышает рыночную цену более чем вдвое. Этим же положением руководствуется и мусульманин, нуждающийся в одежде. Однако, если человек нуждается в воде для утоления жажды, то ему разрешена покупка воды и за такую плату.
Имам Ибни Абидин (да будет милостив к нему Аллах) предупреждает, что нельзя совершать Омовение водой, выставленной на дорогах или постоялых дворах специально для утоления жажды путников. При отсутствии другой воды, совершается Таяммум.
Что нарушает Таяммум:
1. Все положения, нарушающие Малое Омовение (абдест, вуду), нарушают и Таяммум.
2. Как только появится возможность омовения водой, Таяммум считается нарушенным.
Если, к примеру, путник совершил Таяммум из-за отсутствия воды и исполнил молитву, то, при обнаружении воды (забытой в вещах), ему необходимо совершить Омовение и восстановить молитву. (Молитва восстанавливается и в том случае, когда мусульманин вспомнит, что исполнил ее при нарушенном омовении).
Если мусульманин совершил Таяммум при нарушенном Полном Омовении (Гусуль), то после нарушения Малого Омовения, по мазхабу Ханафи Полное Омовение его не нарушается. Нарушается в этом случае лишь Малое Омовение. (По мазхабу Малики в этом случае нарушается и Полное Омовение).
Если обнаружится, что имеющейся в наличии воды больше, чем необходимо для питья, очищения от наджасы, изготовления хлеба, то совершенный перед этим Таяммум, – недействителен.
3. Если проводился локальный Таяммум (отдельного болезненного участка тела), но затем это извинительное состояние прошло, то Таяммум считается нарушенным.
“Tam İlmihal seadet-I ebediyye”, Huseyn Hilmi Ishik (r. a.), İstanbul – 2000;