В Коране и Сунне о Малом Омовении:
Обязательность омовения указана в Коране:
«O вы, кoтopыe yвepoвaли! Koгдa вы вcтaeтe нa мoлитвy, тo мoйтe вaши лицa и pyки дo лoктeй, oбтиpaйтe гoлoвy и нoги дo щикoлoтoк. A ecли вы нe чиcты, тo oчищaйтecь; и ecли вы бoльны или в пyти, или ктo-нибyдь из вac пpишeл из oтxoжeгo мecтa, или вы кacaлиcь жeнщин и нe нaйдeтe вoды, тo oмывaйтecь xopoшo пecкoм, – oбтиpaйтe им cвoи лицa и pyки. Aллax нe xoчeт ycтpoить для вac тягoты, нo тoлькo xoчeт oчиcтить вac и чтoбы зaвepшить Cвoю милocть вaм, – мoжeт быть, вы бyдeтe блaгoдapны!» (5: 6).
О значении омовения Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Когда мусульманин совершает омовение, то при мытье рук ему прощаются грехи, совершенные руками. При мытье лица, – прощаются грехи, совершенные глазами. При обтирании головы, прощаются грехи, услышанные ушами. И при мытье ног, прощаются грехи, совершенные при ходьбе». [«Ат-Таргиб ва-т-Тархиб», т. 1, стр. 155.]
В другом хадисе сказано: «Если кто-либо из вас совершит тщательное омовение, а затем произнесет: «Ашхаду аль-ляа иляха илляЛлаху вахдаху ляа шарика лех, ва ашхаду анна Мухаммаден абду-Ху ва расулю-Ху», то откроются восемь ворот Рая, и он сможет войти туда через любые из них». [«Ат-Таргиб ва-т-Тархиб», т. 1, стр. 171.]
И еще: «Не будет принята чья-либо молитва если у него было нарушено омовение, а он его предварительно не восстановил». [Бухари; Муслим; Абу Дауд; Ахмад б. Ханбал]
В Хадисе от Анаса б. Малика говорится, что когда был ниспослан аят 108 суры 9 – «Тавба» об Ансарах:
«…мечеть, основанная на богобоязненности с первого дня, – достойнее, чтобы ты в ней стоял. В ней – люди, которые любят очищаться, поистине, Аллах любит очищающихся»,
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Ансары! Аллах похвалил вас за ваше стремление к чистоте, в чем же заключается ваше очищение?». Они ответили: «Для совершения молитвы мы делаем малое омовение (Вуду). Для очищения от скверны мы делаем полное омовение (Гусуль), и (для всего этого) используем воду». Он им в ответ: «Да, именно так! Продолжайте это делать и впредь». [Хадис приведен у Ибни Маджа, Хакима и Байхаки.]
Кто обязан совершать Малое Омовение?
Существуют определенные условия и положения, при наличии которых человек обязан совершать Малое Омовение:
1. Ислам. Если человек не является мусульманином, то ему вначале необходимо поверить в положения Веры и принять Ислам.
2. Быть Дееспособным. Человек лишенный ума полностью или частично, не обязан совершать Малое Омовение.
3. Быть Совершеннолетним. Дети или подростки, не достигшие совершеннолетия, но достаточно сознательные, отличающие хорошее от плохого (Муммайиз), должны обучаться Омовению и Молитве. Совершать эти поклонения им желательно для получения навыков, а старшие обязаны обучать их, не оправдываясь тем, что они еще малы. Это предписано наказом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) своей общине: «Когда ваши дети достигнут семилетнего возраста, велите им исполнять молитву». [Тирмизи]. И если несовершеннолетний подросток (Муммайиз) примет намерение исполнить молитву, то ему надо предварительно совершить Омовение.
4. Иметь Возможность (Иктидар). То есть, иметь физическую возможность омыть свои органы. Препятствием для этого могут быть или болезнь конкретных частей тела, или общее болезненное состояние, которое не дает возможности совершить Омовение. Если физической возможности нет, то и отпадает обязательность Омовения лично самим человеком.
5. Мусульманин, у которого Предыдущее Омовение Нарушено. Если мусульманин совершал Омовение раньше (например, для предыдущей молитвы) и оно у него сохранилось (не нарушилось), то совершать Омовение вновь он не обязан.
6. Этот Пункт касается Женщин. Если у женщин менструальный или послеродовой период, то на это время им запрещены некоторые поклонения (например: молитва; пост; брать в руки Коран или его отдельные части; обход вокруг Каабы). До тех пор, пока у них не прекратятся кровотечения, и они полностью не очистятся, им не дозволено совершать подобные поклонения. [О правилах совершения женщинами поклонений в менструальные, болезненные и послеродовые периоды, см. ниже в главе: «О Положениях, Свойственных Женщинам».]
7. Ограниченность во Времени. Молитву совершают в строго определенный промежуток времени. И если мусульманин не смог исполнить молитву в первой трети отведенного времени и время молитвы приближается к своему пределу, то он обязан незамедлительно совершить Омовение, чтобы успеть исполнить молитву.
Три Вида Малого Омовения
1. Фард – Обязательное Малое Омовение. Оно необходимо при намерении:
а) исполнить молитву; б) взять в руки Благородный Коран; в) совершить земной поклон при чтении определенных аятов Корана (Тиляваат суджуд).
2. Ваджиб – Близкое к Обязательному Малое Омовение. К такой категории относится Омовение, необходимое перед совершением обхода вокруг Каабы (Таваф).
3. Мустахаб – Желательное Малое Омовение. Положений, при которых Малое Омовение считается желательным, – очень много, а вернее, – им нет числа. Например: а) Чтобы всегда оставаться чистым (находиться в состоянии не нарушенного омовения). б) Чтобы лечь спать в состоянии омовения. в) Чтобы принести покаяние после скандала, лжи и других греховных действий. г) После омовения или погребения покойника; д) После громкого смеха. е) Перед намерением Полного Омовения. ж) Перед приемом пищи в состоянии, требующего Полного Омовения (Джунуб).
Желательное Малое Омовение может заменить и Обязательное, так как с таким Омовением можно исполнять все предписания.
Обязательно при Малом Омовении (Фард):
1) Мытье лица.
2) Мытье рук до локтей включительно.
3) Обтирание мокрой рукой четвертой части головы.
4) Мытье ступней по щиколотки включительно. [По мазхабу Шафии фардов при омовении шесть. 1) Намерение (Нийат). 2) Один раз вымыть лицо. 3) Мытье рук до локтей включительно. 4) Обтирание мокрой рукой любой части головы. 5) Мытье ступней ног по щиколотки включительно. 6) Протирать в порядке очередности (Тартиб).]
Весьма Желательные действия (Сунна):
1) Принять намерение сердцем.
2) Произнести в начале «Аузу… БисмиЛляхи …»
3) Вначале вымыть кисти рук.
4) Очистить полость рта с использованием мисвака (или зубной щетки).
5) Омывать следующую часть тела без перерыва, пока не высохла предыдущая. То есть, не прерывать малое омовение на более продолжительное время.
6) Тщательно массажировать места омовения.
7) Сполоснуть трижды рот.
8) Если находится не в состоянии поста, то рот необходимо споласкивать более тщательно.
9) Трижды втягивать воду в носовую полость, и после каждого раза очищаться при помощи левой руки.
10) Протереть ушные раковины.
11) Протереть между пальцами.
12) Совершать все процедуры троекратно.
13) Протирать голову целиком.
14) Протирать затылочную часть шеи.
15) Протирать в порядке очередности (Тартиб).
16) Если имеется густая борода, то при мытье лица, пропускать пальцы через волосы.
17) Если на палец надето кольцо, то его надо покрутить, чтобы смыть под ним грязь.
18) При мытье рук и ног, начинать с кончиков пальцев и справа.
19) Протирать между пальцами рук и ног.
Желательные действия (Мустахаб):
1) Совершать Малое Омовение в чистом и, по возможности, на высоком месте.
2) Совершать омовение, обратившись в сторону Кыблы.
3) Мусульманам, не являющимися обладателями «Извинительного Состояния», [См. «Обладатели извинительного состояния (Ма’зур)».] начинать омовение и подготовку к молитве до наступления времени очередной молитвы.
4) Намерение, принятое сердцем, повторить словесно.
5) Не разговаривать при омовении без особой необходимости.
6) Не пользоваться при омовении помощью других, если сам в состоянии это сделать.
7) При омовении каждого органа произносить «БисмиЛлах» и соответствующую мольбу.
8) Подавать воду в рот и нос правой рукой.
9) Прочищать нос левой рукой.
10) При омовении какого-либо органа, массировать это место.
11) Указательным пальцем или мизинцем прочищать ушные раковины.
12) Не брызгать водой.
13. Прокручивать кольцо, свободное на пальце. (Прокручивать плотно надетое кольцо – фард).
14) При омовении стараться не намочить одежду.
15) После омовения не стряхивать воду с рук (не разбрызгивать по сторонам).
16) После окончания омовения, Встать, обратившись в сторону Кыблы и, выпив глоток воды, произнести шахаду – свидетельство, и затем мольбу (дуа): – «Аллахумма’джа-альни мина’т-таввабийна, ва’джа-альни мина-льмутетаххирин» – О, мой Аллах! Причисли меня к кающимся и очищающимся от грехов.
17) После совершения Малого Омовения, исполнить ради Всевышнего Аллаха два ракаата молитвы (если данное время не является нежелательным для ее исполнения).
Действия Нежелательные (Макрух):
1) Очищение носа при помощи правой руки.
2) Мытье некоторых частей тела более трех или менее трех раз.
3) Брызгать воду на лицо.
4) Совершать омовение нагретой на солнце водой.
5) Использовать воду при омовении слишком мало, или больше необходимого.
6) Разговаривать при омовении без особой надобности.
7) Неисполнение Сунны или Мустахаба при омовении.
8) Совершать Малое Омовение в местах, где справляли малую нужду (мочились). [Мочиться (Бэвл) в местах омовения весьма нежелательно (Макрух), так как сказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Не мочитесь в местах, где совершаете полное омовение, ведь потом там же вы совершаете малое омовение. Вся мнительность (исходит) от этого». [ Абу Дауд; Ибни Маджа].]
Положения, Нарушающие Малое Омовение (Навакизу-ль-Вуду’):
1. Различные выделения: моча, кал, кровь, сперма и т.п.
2. Кровотечения или выделение сукровицы из тела (раны).
3. Рвота полным ртом.
4. Помешательство.
5. Опьянение.
6. Касание мужчины к телу женщины (и, наоборот) в возбужденном состоянии.
7. Потеря сознания.
8. Пускание воздуха сзади.
9. Сон в положении лежа или сидя, облокотившись на что-либо. Но это касается только тяжелого сна, когда человек не слышит окружающие шумы или голоса находящихся рядом людей.
[Несколько видов сна, ведущих к нарушению или не нарушению омовения: а) Если человек заснул в положении сидя, не прижавшись плотно к полу, то омовение его будет нарушено. Но если он сел, плотно прижавшись к полу, и при этом прислонился обо что-нибудь, то нарушение или не нарушение омовения определяется следующим образом: если предмет, о который человек прислонился, кто-либо отодвинет, и человек станет падать, то выяснится, что сидел он на полу не плотно и омовение его нарушено; если же после отодвигания предмета человек продолжает сидеть плотно, то будет считаться, что омовение его не нарушено. б) Дремота в любом положении не нарушает омовения, если только человек контролирует свои действия (не падает, не теряет сознание). в) Сон (в молитве или вне нее) в положении лежа с вытянутыми ногами, нарушает омовение. Сон в положении сидя на одном бедре (ноги сложены в коленях и вытянуты назад) также нарушает омовение. г) Сон в положении лежа вне молитвы также имеет варианты нарушения или не нарушения омовения. Если человек заснул, вытянув ноги, но слышит и понимает говорящих рядом, то его сон легкий и принято считать, что омовение у него не нарушено. Если же при таком сне человек не слышит и не понимает говорящих рядом, то сон его считается тяжелым, а омовение нарушенным.]
10. Смех совершеннолетнего при исполнении намаза, если его услышат другие (хохот), нарушает и омовение и молитву. Смех тихий нарушает только молитву. Простая улыбка не нарушает ни молитву, ни омовение. Однако таких действий в молитве надо избегать. Это – опасно.
11. Если кровь, исходящая из десен, по количеству равна или больше выделяемой вместе с кровью слюне.
Запрещенные действия без Малого Омовения (Харам):
1. Запрещено исполнять молитву (салят; намаз) и Весьма Нежелательно (Тахриман Макрух) совершать обход (таваф) вокруг Каабы. Сказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Если у кого-либо нарушилось омовение, то Аллах не примет его молитву, покуда он не очистится» [Абу Хурайра].
2. Брать в руки Коран или часть его. Нельзя касаться аятов Корана без омовения, даже если они надписаны на стене или денежных купюрах, так как сказано в Коране:
«Пoиcтинe, этo вeдь Kopaн блaгopoдный в книгe coкpoвeннoй. Пpикacaютcя к нeмy тoлькo oчищeнныe» (56: 77-79).
Дозволено брать в руки, если Коран в закрытой коробке, мешке, пакете и т.п. В случае крайней необходимости, разрешено детям касаться Корана или его части с целью обучения, запоминания. Не запрещено также без малого омовения писать аяты на бумаге чистым карандашом или ручкой, так как в данном случае ручка или карандаш являются лишь приспособлением. Не дозволено брать Священный Коран в руки неверному (кяфиру). В то же время ему не запрещается обучение чтению, запоминанию Корана, обучение фикху и другим наукам.
3. Совершать земной поклон при чтении определенных аятов Корана (Тиляават суджуд).
СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ МАЛОГО ОМОВЕНИЯ.