Время для исполнения молитв. Желательное, нежелательное, запретное.

by Admin

Наиболее благоприятное время для исполнения молитв:

Безусловно, что лучше всего исполнить самостоятельную молитву в начале наступления времени, а не оставлять ее на последние минуты. Для исполнения молитв в составе джамаата в мазхабе Ханафи предусмотрены отрезки времени, называемые «Наиболее Благоприятное Время», установленные Посланником (мир ему и благословение Аллаха). Например:

1) Утреннюю Молитву в составе джама’ата весьма желательно исполнять во время, называемое «Исфар», когда растворившаяся тьма позволит беспрепятственно окинуть взглядом расстояние в 150 – 200 метров. По этому поводу сказано было Посланником (мир ему и благословение Аллаха): «Откладывайте исполнение утренней молитвы до времени, пока вокруг все хорошенько рассветет. Несомненно, награда за нее будет выше». [ Хадис приведен у ан-Насаи и Дарими. (DMIF, I – 251).]

Это желательное время для молитвы имеет определенную продолжительность по сунне: При наступлении времени, мусульманин начинает исполнять 2 ракаата Сунны, читая при этом в соответствии с правилами таджвида по 60 или 40 аятов. Если эта молитва нарушилась, он снова совершает омовение, и снова исполняет молитву таким же образом. В итоге, промежутки времени, потраченные на эти действия, и составляют общее время, отведенное для Утренней молитвы. Исполнение Утренней молитвы во время «Исфар» дает возможность присутствовать на совместной молитве большему количеству людей, а значит, и молитва будет иметь большую ценность. [По поводу ценности этой молитвы в составе джамаата есть хадис, переданный Анасом (р.а.): «Если кто-нибудь исполнит Утреннюю молитву с джамаатом, а затем до восхода солнца будет поминать Аллаха (зикр), а после этого исполнит два ракаата молитвы (духа), то для этого человека приготовлена награда, равная полному хаджу и полной умре».]

2) Полуденную Молитву в составе джамаата исполнять: в летнюю жару немного позже [В хадисе, который приводят Бухари и Муслим, говорится: «Отодвигайте исполнение Полуденной молитвы на время, пока спадет жара, так как сильная жара исходит от кипящего Ада» (DMIF, I – 250).  ]начала отведенного времени, а зимой, – сразу же, с наступлением времени молитвы. [В хадисе от хазрата Анаса, приведенным имамом Маргинани в «Хидайа», говорится: «Посланник (мир ему и благословение Аллаха) зимой исполнял полуденную молитву сразу же с наступлением времени, а летом делал это позже, когда становилось прохладнее». ]

3) Предвечернюю Молитву исполнять чуть позже начала отведенного времени (аср-и сани), чтобы избежать ошибок из-за различных мнений по этому поводу (см. выше).

4) Вечернюю Молитву лучше исполнить в начале отведенного времени. [В хадисе из сборника Бухари говорится: «…Несомненно, моя умма будет находиться под благостью до тех пор, …пока не будет откладывать вечернюю молитву до появления звезд». ]

5) Ночную Молитву лучше исполнять в конце первой трети отведенного времени, [Так как сказано в хадисе: «Если бы это не было затруднительно для моей уммы, то я бы велел откладывать исполнение Ночной молитвы до конца первой трети ночи, или же до полуночи» (DMIF, I – 251).] или перед тем, как лечь спать. А Молитву Витр исполнять после Ночной Молитвы, а лучше перед рассветом.

[Вопрос: Разрешено ли исполнять две молитвы в одно время (совмещать)?

Ответ: По иджтихаду ученых мазхаба Ханафи – исполнять две молитвы в одно время нельзя! Разрешается совмещение лишь тех молитв, которые исполняются в долине Муздалифа и при посещении горы Арафат, во время совершения Хаджа. Однако и такое разрешение не запрещает исполнения этих молитв раздельно. По мазхабу Шафии дозволено в некоторых случаях совмещение Полуденной с Предвечерней молитвой и Вечернюю молитву с Ночной: а) в пути; б) когда джама’ату очень трудно собраться в мечети на следующую молитву из-за большого снегопада, ливневых дождей или по другим подобным причинам.]

Необходимость исполнения молитвы в строго определенный промежуток времени имеет подтверждение в Благородном Коране и в Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Сказано в Благородном Коране

«…Пoиcтинe, мoлитвa для вepyющиx – пpeдпиcaннoe в oпpeдeлeннoe вpeмя» (4: 103).

В этих словах заключен намек о пяти определенных промежутках времени для молитв. И еще:

«Bыcтaивaй мoлитвy в oбoиx кoнцax дня (утреннюю и Предвечернюю) и в (близкиx) чacax нoчи (вечернюю и ночную). Пoиcтинe, дoбpыe дeяния yдaляют дypныe!…» (11: 114).

И еще:

«Bыпoлняeм мoлитвy пpи cклoнeнии coлнцa к мpaкy нoчи, a Kopaн – нa зape. Пoиcтинe, Kopaн нa зape имeeт cвидeтeлeй!» (17: 78).

И еще:

«Tepпи жe, чтo oни гoвopят, и пpocлaвляй xвaлoй Гocпoдa дo вocxoдa coлнцa и дo зaxoдa, и вo вpeмeнa нoчи пpocлaвляй Eгo и cpeди дня, – мoжeт быть, ты бyдeшь дoвoлeн» (20: 130).

Как видно из аятов, в них не указаны границы промежутков времени между молитвами. Они раскрыты в сообщениях Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Непозволительное Время, для исполнения молитв:

Время исполнения каждой из Пяти Обязательных (Фард) Молитв определено Шариатом. В течение суток есть три отрезка времени, когда исполнение молитв Непозволительно:

1) При Восходе Солнца: Непозволительно исполнять какие бы то ни было молитвы, в течение 50-ти минут от начала восхода.

2) Перед Достижением Солнца Зенита (высшей точки небесной сферы): Непозволительно исполнять молитвы в течение 20-ти минут перед началом времени Полуденной Молитвы.

3) При Закате Солнца: Непозволительно исполнять любую дополнительную молитву с момента, когда Солнце начинает бледнеть перед закатом и до полного заката (около 40 минут), кроме Предвечерней Молитвы этого дня. Разумеется, что Предвечернюю Молитву Весьма Нежелательно Откладывать до этого времени. У богобоязненных мусульман это случается только по уважительной причине. [Запреты молитв в эти три времени опираются на хадис от Амра б. Аса, приведенный у Муслима, Абу Дауда и Насаи. Смысл этого хадиса в том, что в первом случае Солнце восходит между двумя рогами шайтана; во втором – при нахождении Солнца в Зените, – зажигается огонь Ада и открываются его врата; в третьем случае – при закате, Солнце заходит за горизонт между двумя рогами шайтана.]

Весьма Нежелательное Время для исполнения молитв:

В указанных ниже случаях, является Нежелательным исполнение всех молитв, за исключением Заупокойной Молитвы, и восстановления пропущенной Обязательной Молитвы.

1) От начала времени Утренней Молитвы (Фаджр-и Садык) и до прочтения Утреннего Фарда, нежелательно исполнять какие-либо дополнительные молитвы кроме Утренней Сунны.

2) После исполнения Утреннего Фарда до восхода солнца.

3) До захода солнца после Предвечерней Молитвы. [Известно, что молитва перед заходом солнца весьма нежелательна и благочестивый мусульманин старается не допускать этого. В хадисе от хазрата Анаса говорится: «Молитва в подобное время, – это молитва лицемеров. Обычно лицемер садится и ждет заката. Как только солнце окажется между двумя рогами шайтана, он вскакивает и в спешке исполняет четыре ракаата молитвы «Аср», почти не поминая Аллаха». [Бухари, Ибн-и Маджа].]

4) До исполнения Фарда Вечерней Молитвы, в отведенное для нее время.

5) После восхода Солнца и до Праздничной Молитвы.

6) Дома и в Мечети перед Праздничной Молитвой в праздничные дни, и в Мечети, после Праздничной Молитвы.

7) Между двумя Совмещенными Молитвами при посещении Арафата и Муздалифы.

8) После Призыва (Икамат) на Совместную Молитву в любое время. Но Утреннюю Сунну можно исполнять и после Икамат, если нет опасности пропуска Утреннего Фарда.

9) С момента появления имама на Минбаре для возглашения Хутбы, и до окончания Пятничной Молитвы.

10) Когда времени достаточно лишь на исполнение Обязательной Молитвы (Фард).

11) Когда уже приготовлена пища, запах которой возбуждает аппетит, а времени для исполнения молитвы достаточно.

12) Когда возникла необходимость отправления естественной надобности.

Читайте также