Хадис от Джабира б. Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), указывает на то, что все молитвы исполняются в определенный промежуток времени, и является Обязательным условием для этого вида поклонения. Без наступления времени, определенного для каждой молитвы, исполнение ее не будет действительным.
[В хадисе (в переводе смысла) говорится: «Явился Джабраиль (мир ему) к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «Встань и исполни молитву». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал и исполнил Полуденную молитву, когда солнце отклонилось от зенита. Затем, снова пришел Джабраиль и сказал: «Встань и исполни молитву». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал и исполнил Послеполуденную молитву, когда тень от предмета стала равной высоте предмета. Вечером Джабраиль пришел снова и опять сказал: «Встань и исполни молитву». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал и исполнил Вечернюю молитву, когда солнце полностью скрылось за горизонтом. Затем, Джабраиль пришел перед сном и сказал: «Встань и исполни молитву». Пророк встал и исполнил Ночную молитву, когда исчезли закатные блики, и наступила темнота. После этого, Джабраиль явился утром и вновь сказал: «Встань и исполни молитву». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал и исполнил Утреннюю молитву, когда забрезжил рассвет. Затем, Джабраиль пришел к полудню следующего дня и снова сказал: «Встань и исполни молитву». И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) исполнил на этот раз Полуденную молитву, когда длина тени предмета стала равна высоте самого предмета. После этого, Джабраиль явился через некоторое время вновь и сказал: «Встань и исполни молитву». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал и исполнил Послеполуденную молитву, когда тень от предмета стала по длине вдвое больше высоты предмета. Затем, Джабраиль пришел снова в вечернее время и велел исполнить Вечернюю молитву, как и раньше – после заката солнца. После этого Джабраиль пришел в ночное время, по-прошествии первой трети ночи или после половины ночи, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) исполнил Ночную молитву. Потом, Джабраиль пришел утром, когда сумерки полностью рассеялись, и кругом было светло, и сказал: «Встань и исполни молитву». И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал и исполнил Утреннюю молитву. После чего Джабраиль (мир ему) сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Эти промежутки времени отведены для исполнения молитвы». [Хадис приведен в сборниках Ахмада, ан-Насаи и Тирмизи].]
К этому обязывает верующих Священный Коран:
«…Пoиcтинe, мoлитвa для вepyющиx – пpeдпиcaннoe в oпpeдeлeннoe время» (4: 103).
Время молитвы вычисляется для каждой местности отдельно, в зависимости от восхода и заката солнца:
1) Время Утренней Молитвы (Саляту-ль-Фаджр): Начинается с момента, когда по всему горизонту появится белая полоса рассвета, именуемая Истинным Рассветом (Фаджр-и Садык) и длится до начала восхода солнца. [Если смотреть на Восток в определенное время рассвета (в безоблачную погоду), то можно увидеть, что вначале появляется светлая вертикальная полоса, именуемая Ложным Рассветом (Фаджр-и Казиб). И только после исчезновения Ложного Рассвета, через краткое время появляется собственно «Фаджр-и Садык». Время Утренней Молитвы продолжается до начала восхода солнца. Но, Желательным (наиболее благоприятным) временем (Мустахаб) исполнения Совместной Утренней Молитвы, является время (называемое «Исфар»), когда растворившаяся тьма позволит беспрепятственно окинуть взглядом расстояние в 150 – 200 метров. А самостоятельную утреннюю молитву предпочтительнее исполнить в начале отведенного времени.]
2) Время Полуденной Молитвы (Саляту-з-Зухр): Начинается с момента движения Солнца от зенита в сторону заката (Заваль), и продолжается до того, как тень от предмета станет по длине вдвое больше собственной высоты. Эта фетва является мнением Имама А’зама Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах). [При этом надо учесть, что время полуденной молитвы закончится тогда, когда к этой тени (вдвое большей собственной высоты) прибавится тень данного предмета, которая была во время зенита Солнца. По мазхабу Шафии, время полуденной молитвы заканчивается в то время, когда тень предмета будет равна самому предмету, плюс тень предмета, которая была при нахождении солнца в зените.]
3) Время Предвечерней Молитвы (Саляту-ль-Аср): Начинается после окончания времени Полуденной Молитвы, и заканчивается с заходом Солнца. [То есть, время Предвечерней Молитвы начинается с момента, когда тень от предмета станет по длине вдвое больше его высоты, плюс тень данного предмета во время зенита Солнца. Эта фетва является мнением Имама А’зама Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах). По другой фетве мазхаба Ханафи, время Саляту-ль-Аср начинается, когда длина тени предмета станет равной высоте самого предмета, плюс длина тени данного предмета во время зенита Солнца. Этого мнения придерживаются Имамы Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шэйбани (да будет милостив к ним Аллах). Именно по их фетве в наше время указывается в календарях начало времени Предвечерней молитвы. Из-за двух различных толкований в соответствии с разными сообщениями по времени Саляту-ль-Аср, введены понятия: а) «Аср-ы Ауваль» – Первое (время) предвечерней Молитвы и б) «Аср-ы Сани» – Второе (время) предвечерней Молитвы. Из-за того, что имеются расхождения во мнениях по окончанию времени Полуденной и началу времени предвечерней молитв, и чтобы избежать исполнения одной из этих молитв во время, отведенное для другой молитвы (так как истину знает лишь Аллах), ученые мазхаба Ханафи рекомендуют:
1. Исполнять Полуденную Молитву до достижения длины тени предмета размера собственной высоты (плюс длина тени, которая была у этого предмета во время зенита солнца).
2. Начинать исполнение Предвечерней Молитвы по достижении длины тени предмета двойного размера собственной высоты (плюс…). В то же время надо быть внимательным, чтобы не задержать исполнение Предвечерней Молитвы до нежелательного времени (предзакатного, когда солнце начинает краснеть). ]
4) Время Вечерней Молитвы (Саляту-ль-Магриб): Начинается после захода Солнца за горизонт, и продолжается до полного исчезновения красноты на западном горизонте. [Эта фетва является мнением Имамов Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шэйбани (да будет милостив к ним Аллах), которые упоминаются в книгах по фикху как «Имамейн» (два Имама). В мазхабе Ханафи согласованное мнение этих двух выдающихся учеников Имама а’зама Абу Ханифа приравнивается к мнению самого Имама а’зама (да будет милостив к ним Аллах). По мнению Имама, окончание Времени Вечерней Молитвы наступает позже. А именно, – вместе с исчезновением красноты на западном горизонте, должна исчезнуть и видимая белая полоса (свет). Как известно, после заката Солнца вначале появляется краснота, затем видна белая полоса, и после этого наступает темнота. Имама а’зама Абу Ханифа опирался на хадис: «Окончание времени вечерней молитвы фиксируется с наступлением полной темноты». (Приведен у Ибн-и Хумама).]
Ввиду разночтений по Времени Вечерней Молитвы, и в соответствии с рекомендациями Пророка (мир ему и благословение Аллаха), лучше всего исполнить Вечернюю Молитву в первой трети времени, отведенного для этой молитвы.
5) Время Ночной Молитвы (Саляту-ль-Ишаа): Начинается после окончания времени вечерней молитвы, а значит, после исчезновения красноты на западном горизонте, (а, по мнению имама Абу Ханифа, с полным почернением небосклона). Заканчивается с появлением на восточном горизонте белой полосы рассвета, именуемой Истинным Рассветом (Фаджр-и Садык). Время Ночной Молитвы также является и временем Молитвы Витр. Правда, с единственным условием. В соответствии с порядком прочтения молитв, Молитва Витр исполняется после прочтения Саляту-ль-Ишаа. Сказано было Посланником (мир ему и благословение Аллаха): «Исполняйте молитву «Витр» после ночной молитвы до наступления истинного рассвета». [Хадис приведен у Ибн-и Хумама (Fethu’l Kadir).]
Время для исполнения молитв. Желательное, нежелательное, запретное.