О четырех возможных взглядах мусульман друг на друга.

by Admin

Имам Ибн-и Абидин в книге «Рэдд-уль-мухтар…» пишет о четырех возможных взглядах мусульман друг на друга:

1) Взгляд мужчины на женщину.

2) Взгляд женщины на мужчину.

3) Взгляд мужчины на мужчину.

4) Взгляд женщины на женщину.

Каждый из этих взглядов в свою очередь может быть направлен на четыре различных объекта. К примеру, взгляд мужчины может быть направлен:

а) на постороннюю женщину;

б) на свою жену или (в случае войны) на свою пленницу;

в) на женщин из числа близких родственниц;

г) на пленниц других людей.

Ученые четырех мазхабов (богословско-правовых школ) едины во мнении о том, что мужчинам запрещено (Харам) смотреть на все части тел посторонних женщин, кроме их лиц и кистей рук. Если же взгляд мужчин на лица женщин (девочек, девушек) возбуждает в них страсть, то в этих случаях им также запрещено смотреть и на их лица. Даже и в том случае, когда мужчина является кастратом. [Оскопление мужчин запрещено по Шариату. Кастрирование животных дозволяется лишь с целью увеличения их веса.] Ввиду этого, когда появляется опасность совершения такого греха, девушки обязаны закрывать свои лица.

Запрещенным для обозрения мужчинами части тел (Аврат) других мужчин является участок тела между их пупком и коленом. На все остальные части тел других мужчин им смотреть дозволено, но за исключением случая, когда этот взгляд вызывает постыдную страсть.

Мужчинам дозволено смотреть на все части тел своих жен, даже и тогда, когда такой взгляд вызывает чувственное влечение.

Как было уже отмечено выше, Аврат’ом мужчин является участок их тел между пупком и коленом. Причем, в мазхабе Ханафи коленная чашечка является авратом, а пупок – нет. По мазхабу Шафии – напротив, пупок является авратом а колено – нет. По мазхабу Малики не являются авратом ни пупок, ни колено, а только участок тела между ними (от пупка до колен). В книге «Мизан-уль-кубра»XXIII говорится, что по некоторым риваятам (сообщениям) ученых мазхабов Ханбали и Малики, авратом у мужчин являются только половой орган и ягодицы (Сав’атэйн).

Шариат дозволяет дотрагиваться руками до той части тела, на которые дозволено смотреть. В хадисе сказано: «Целовать ногу матери, это все равно,что целовать двери Рая». Но это дозволение не распространяется на лица и руки посторонних молодых женщин и девушек. Несмотря на дозволенность обозрения их лиц и рук, тем не менее не дозволено ни дотрагиваться до них, ни обмениваться рукопожатием, даже если эти действия не возбуждают страсть. Мужчине дозволено путешествовать (например, совершать хадж) или оставаться наедине с женщинами, которые для него запретны для женитьбы навсегда (Махрам). [Махрам для мужчин – Близкие родственницы, брак с которыми им запрещен. Их 18 женщин: 1) мать, мать матери, мать отца; 2) дочь, дочь сына, дочь дочери; 3) сестра; 4) дочь сестры; 5) дочь брата; 6) сестра матери; 7) сестра отца. (+7) Эти же семь женщин, с которыми мужчина имеет молочное родство. (+4) Следующие четверо женщин становятся махрам в результате брака самого мужчины, а так же его сына и отца, и только на время брака: 15) Свекровь, 16) Дочь жены, 17) Невестка, 18) Жена отца. [Сура 4 – «Ниса», айат 23]] Если же они ему запретны не навсегда, а лишь до возникновения определенной ситуации, то согласно мнению Тарафейн, [Тарафейн – Термин, указывающий на согласованное мнение Имама А’зама Абу Ханифа и его ученика Мухаммада аш-Шайбани (да будет милостив к ним Аллах) в решении какого-либо вопроса в мазхабе ханафи. ] оставаться наедине – харам.

Имам Ибн-и Абидин разъясняет, что если мужчина будет оставаться наедине даже с несколькими посторонними женщинами, то все равно, это будет считаться недозволенным уединением. В книге «Эшбах»XXIV говорится, что очень пожилые посторонние друг другу мужчина и женщина (старики), могут вместе путешествовать и оставаться наедине.

Несмотря на то, что мужчине не запрещено оставаться наедине с одной из женщин 18 категорий махрам, все же ему весьма нежелательно это делать со своей молочной сестрой, молодой тещей или невесткой. Особенно, если могут возникнуть сплетни.

Не будет считаться недозволенным уединением, если мужчина оказался наедине с посторонней женщиной в пассажирском транспорте, в магазине, в мечети и в другом общественном месте, куда доступ открыт для всех постоянно.

Мужчине не дозволено разговаривать с посторонней молодой женщиной, если он не вынужден это делать в силу сложившихся обстоятельств.

По фетве имама Абу Йусуфа [ Абу Йусуф (Йакуб б. Ибрахим аль-Ансари; 113-182/731-798). Ученик Имама А’зама Абу Ханифа (да будет милостив к ним Аллах), достигший уровня иджтихада. Автор всемирно известной книги «Китаб-уль-Харадж».] (да будет милостив к нему Аллах), в случае крайней необходимости женщинам дозволяется открывать некоторые части тела, не причисленых к разряду «тяжелых запретов» – аврат-и гализа. Это касается пленниц, а также одиноких или других свободных женщин, вынужденных зарабатывать свой хлеб насущный в особых условиях (например: в пекарне, в прачечной). Женщинам на подобных работах дозволено открывать руки и ноги по необходимости. В таких случаях с мужчин снимается запрет на обозрение их рук или ног, если им этого просто не избежать из-за надобности контроля или разъяснения по работе, и, конечно же, если такие взгляды не побуждают в мужчине греховную страсть.

В книгах «Ни’мат-уль-Ислям»XXV и «Бахр-уль-фатава»XXVI свояченица (сестра жены) и невестка (жена брата или дяди) также причислены к разряду посторонних женщин. Мужчине запрещено (харам) смотреть на их волосы, головы, плечи, бедра. Когда эти женщины (в составе семьи) идут в гости к родственникам мужчинам, или наоборот, – эти родственники мужчины (в составе семьи) приходят к ним в гости, не дозволяется им сидеть вместе с мужчинами и наслаждаться шутливой беседой в одном кругу.

Когда женщины оказываются в местах, где принято мужчинам и женщинам сидеть вместе и где религиозным предписаниям не уделяют должного внимания, они могут посидеть короткое время вместе с остальными за общим столом, одевшись по правилам Шариата. Шариат допускает некоторые отступления от общих правил с целью предотвращения ссор – фитны (и распространения предвзятого мнения о религиозных предписаниях). В таких случаях, когда рядом по воле Аллаха оказались мужчины не махрам, женщина должна избегать шутливого тона и стараться не привлекать к себе внимания. Естественно, что надо следить за тем, чтобы такие встречи не происходили часто и не длились долго. И особое внимание надо обращать на то, чтобы посторонние мужчины и женщины не оказывались в положении «Халвет» (недозволенное уединение). Благочестивым мусульманам (Салих), стремящимся к неуклонному исполнению предписаний Шариата, не следует участвовать в таких совместных вечеринках. [Нельзя вести бесполезные споры с несведущими в религии людьми. Стремление доказать кому-либо преимущества религии, не должно стать причиной разногласий между родственниками. Призывать к спасению, конечно же, нужно, но делать это надо тактично, доброжелательно, начиная с самых основ. Помощь друзьям и родственникам будет гораздо эффективнее, если они будут видеть, как мы сами следуем предписаниям Шариата. Наша личная искренняя духовная практика принесут иншаАллах гораздо больше пользы, чем постоянные назидания. Говорить с такими людьми о мирских делах, которые их так волнуют, надо уважительно. Главное, при общении с ними стараться избежать харама. Необходимо помнить, что если благое намерение приобщить кого-либо к вере в Единого Создателя, приведет к скандалу, раздору (фитне), то изза неверного способа призыва можно вместо благости получить грех. Сказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Фитна спит. А кто ее разбудит, да будет проклят Аллахом». [«Фейзу’ль-Кадир», т. 4, стр. 41].]

Запретные для обозрения части тел (Аврат) женщин для других женщин, таковы же, как и Аврат мужчин для других мужчин. Женщине также запрещено смотреть на дозволенные для обозрения места у мужчин, как запрещено и мужчинам, если это вызывает греховную страсть.

Что касается аврата женщин по отношению к не мусульманкам (Гайриль-муслим) и к женщинам – отступницам (и к дяде, если он такой же отступник – Муртад), то тут вывод ученых трех мазхабов один: все они для женщин – мусульманок находятся в категории «посторонних» мужчин. Они не имеют такого права, чтобы мусульманки могли бы показывать им свой аврат.

Части тела человека, запрещенные для обозрения другими людьми, остаются таковыми и в случае отделения их от тела человека, и в случае его смерти. Не дозволено смотреть на отделившиеся от женского тела ногти, волосы с головы или других мест.

Запрещено (Харам) смотреть на аврат женщин через стекло, или какие-либо очки, а также через воду или когда женщина находится в воде.

Запрещено писать, рисовать, фотографировать, снимать на пленку, записывать на ленту и т.п. изображения, звуки, голоса, вызывающие греховные страсти.

Итак! Смотреть на женщину, одетую в просторную, не облегающую тело одежду, которая полностью укрывает ее аврат, – дозволено. Но, только тогда, когда такой взгляд не вызван греховной страстью и не побуждает ее.

Мужчинам запрещено смотреть и без вожделения, на женщин, одетых в плотно облегающую одежду, из-за которой видны ее формы (части тел из категории «тяжелых запретов» – Аврат-уль-Гализа). Более того, запрещено смотреть с вожделением и на менее запретные части их тел, когда эти места обтянуты плотно облегающей одеждой.

Мужчинам запрещено (Харам) смотреть на нижнее женское белье, когда это возбуждает их, вызывает греховные мысли.

Женщинам запрещено не только выходить с открытым авратом на улицу, но и входить без сопровождения в места, где находятся посторонние мужчины, и нет ни одного мужчины – махрам. Еще больший грех получит человек, если войдет в мечеть с открытым авратом. [Если возникнет необходимость пропуска в мечеть (являющейся для не мусульман памятником культуры), женщин других вероисповеданий (например: туристок), то им надо выдавать платки и сарафаны (которые можно без труда завязать тесемками на поясе), чтобы они укрыли свой аврат. Это делается из-за почтения к дому Аллаха, и для того, чтобы защитить мусульман от греховных взглядов.]

Места, где собираются люди с открытым авратом, или где совершаются грехи, называются «Маджлис-уль-Фыск». В книге «Фатава-уль-Беззазиййа» говорится, что без особой надобности мусульманам нельзя посещать места Маджлис-уль-фыск (то есть те места, где собираются нечестивые мусульмане – Фасык).

АльхамдулиЛляhи Раббиль-алемин!

(Из книги “TAM ILMIHAL seadet-i ebediye” Huseyn Hilmi Ishik, İstanbul – 2000).

Читайте также