Перед тем, как совершить очередную молитву, мусульманин принимает намерение встать перед Всевышним Аллахом в направлении Кыблы. [ Кыбла: – Сторона, в которую обращаются при совершении молитвы, в направлении которой находится Священная Кааба. Сказано в Благородном Коране: «Mы видим пoвopaчивaниe твoeгo лицa пo нeбy, и Mы oбpaтим тeбя к кыблe, кoтopoй ты бyдeшь дoвoлeн. Пoвepни жe cвoe лицo в cтopoнy зaпpeтнoй мeчeти. И гдe бы вы ни были, oбpaщaйтe cвoи лицa в ee cтopoнy. Beдь тe, кoмy дapoвaнo пиcaниe, знaют, кoнeчнo, чтo этo – иcтинa oт Гocпoдa иx, – пoиcтинe, Aллax нe нeбpeжeт тeм, чтo oни дeлaют!» (2: 144). ] Невозможно представить себе человека, который посмел бы в такую ответственную минуту быть в грязной одежде, с не омытым телом и стоять на неубранном, неочищенном месте. Безусловно, он постарается перед молитвой осмотреть свою одежду и сменить ее, если она грязная. Разумеется, он перед молитвой тщательно омоется в соответствии с правилами омовения, и естественно, очистит место молитвы. По крайней мере, сделает для этого все, что в его силах.
Имам Ибн-и Абидин ад-Димашки (да будет милостив к нему Аллах) пишет в своей книге «Рэдд-уль-мухтар…» в разделе «Условия молитвы»: – Не должно быть грязи, нечистот, зловония ни на теле, ни на одежде, ни на месте совершения молитвы (салята, намаза). К одежде относятся все вещи, которые человек одел на себя перед молитвой. Если место, на котором человек стоит в молитве, или место, где расстелен молитвенный коврик, или место, куда прикладывается в молитве лоб, являются чистыми, а остальные места загрязненными, то молитва будет действительной (Сахих). Не будет нарушенной молитва и тогда, когда мусульманин исполняет молитву с ребенком (напр. на руках, на спине или плечах), но только в том случае, если ребенок не загрязнился мочой или экскрементами.
Но положение меняется, когда у молящегося мусульманина в кармане будет находиться бутылочка с мочой. Ввиду того, что посуда не является местом образования мочи, молитва с такой ношей не будет действительной (Сахих). Об этом говорится в «Халеби-уль-Кабир».XVI
Отсюда следует, что нельзя (Харам) исполнять молитву, имея в кармане даже и в закупоренных бутылочках, коробочках, наджасу в виде крови, мочи, спирта или загрязненного платка, куска материи и т.п. весом более одного дирхема. Совершать молитву, имея в карманах наджасу весом в один дирхем, весьма нежелательно (Тахриман Макрух), то есть очень близко к Хараму. Очищение от наджасы весом более одного дирхема, является обязательным (фардом), а менее одного – весьма желательным (сунной). [По мазхабу Ханафи вес дирхема, применяемого в разделе «Очищение» равна величине одного мискаля и составляет 4, 8 грамма. (см. «Tam Ilmihal»M. Siddik Gumush, Ist. – 2000; стр. 123; 154). ]
Далее Имам Ибни Абидин пишет:
– Если на маленьком коврике, постеленном на чистое место, исполнена молитва, а вокруг все загрязнено, то молитва будет дозволенной (сахих).
– Если наджасу, которую невозможно очистить, укроют куском плотной ткани, пластмассы, стекла (или плотной нейлоновой тканью), то молитва на них будет дозволена и в том случае, когда при молитве в этом положении полы одежды будут касаться сухой наджасы.
– Если мусульманин совершает суджуд непосредственно на руку, то место под рукой должно быть чистым. Смысл термина «Наджаса» противоположен смыслу термина «Тахарат» (Чистота) и означает то, от чего надо очищаться.
Грязь и Нечистоты имеют разные формы и виды. К примеру, допустимые виды и нормы загрязнения, не нарушающие поклонение, называются «Наджасат-уль-Хафифа» – Легкие Нечистоты, а недопустимые – «Наджасатуль-Гализа» – Тяжелые Нечистоты. Жидкие нечистоты называются– «майи»; твердые – «джамид». Кроме этого, существуют понятия «Наджасат-уль-Мер’иййа» – видимые загрязнения, и «Наджасат-уль-Гайри-ль-Мер’иййа» – невидимые загрязнения.