Стремление к приобретению средств существования такая же обязанность человека, как и исполнение молитвы или соблюдение поста. Сказано в Благородном Коране:
«A кoгдa кoнчeнa бyдeт мoлитвa, тo pacxoдитecь пo зeмлe, и ищитe милocти Aллaxa, и пoминaйтe Aллaxa чacтo, – мoжeт быть, вы бyдeтe cчacтливы!» (62: 10). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) неоднократно предупреждал, что стремление к заработку является обязанностью мусульманина.
Умар б. Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Пусть никто из вас не просит Аллаха: – О Аллах, дай мне пропитание, – ничего не сделав для этого. Знаете прекрасно, что не посыплются на вас с неба ни золото, ни серебро».
В стремлении к заработку также необходимо упование на Всевышнего Аллаха. Но для этого, мы делаем все, чтобы заработать хлеб свой насущный, и лишь потом уповаем на Его милость.
Ислам придает дозволенному заработку большое значение. В Коране и Сунне указаны все способы достижения счастливой жизни в этом мире и в мире потустороннем, и поэтому, мусульманин в своих действиях стремится к получению счастья в обоих мирах.
Сказано в Коране: «чтo чeлoвeкy – лишь тo, в чeм oн ycepдcтвoвaл» (53: 39).
И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) так же говорил: «Самая лучшая пища для человека, – та, которую он заработал собственным трудом. И пророк Аллаха Давуд (мир ему) добывал себе пропитание своими руками». Однажды, рано утром, мимо Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его Сподвижников прошел молодой человек. Некоторые из Сахабов неодобрительно высказались в его адрес. На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заметил: «Не говорите так! Если этот человек вышел из дома с намерением не быть нуждающимся в ком-либо, и идет добывать пропитание для своих малых детей, престарелых родителей, – то каждый его шаг является поклонением. Если же он вышел с намерением заработать больше денег и впоследствии бездумно их тратить, хвалясь своим богатством, вот тогда он вместе с шайтаном». [Табарани].
Исполнение двух из пяти столпов Ислама – Закят и Хадж, связано с определенным достатком мусульманина. А определенный достаток (Нисаб) можно получить лишь путем честного заработка. И отсюда следует, что скорее получит награду Всевышнего Аллаха тот, кто стремится к дозволенному заработку. Ведь работающий человек становится полезным и своей семье, и своей нации, и своей Родине. Пророк Аллаха (мир ему и благословение) постоянно призывал единоверцев к труду, к продвижению вперед:
«Потерпел убыток тот, у кого два дня прошли одинаково». [Байхаки].
«Обманут тот, у кого два дня прошли одинаково, и проклят тот, у кого сегодняшний день оказался хуже, чем вчерашний». [Байхаки].
Следующие благородные слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) указывают нам пути обретения счастья в мирской жизни и в жизни загробной:«Благословенны из вас те, кто не отдает предпочтения мирской или загробной жизни, а трудится во имя их обеих, не отвергая ни одну и не становясь для людей тяжким грузом». [Дейлеми].
«Трудитесь для обретения мирского довольства так, как будто бы вам дана вечная жизнь, и трудитесь для обретения загробного довольства так, как будто бы завтра умрете». [Ибни Асакир]. Таким образом, становится ясным четкое религиозное предписание: трудиться и во имя мирской, и во имя загробной жизни, ежедневно продвигаясь на этом пути.
Рассказ:
Однажды халиф Харун ар-Рашид, проезжая мимо чьего-то садового участка, увидел, как некий тщедушный старец сажал фруктовые саженцы. Халиф не удержался и спросил старца: «Дедушка, ты уже в годах и вряд ли дождешься урожая с этих деревьев, так стоит ли тебе беспокоиться, тратить последние силы»? На что старец ответил: «Люди, жившие до нас, сажали деревья, а плодами пользовались мы. Теперь сажать должны мы, чтобы ели те, кто придет после нас». Халифу понравился ответ старика, и он наградил его горстью золотых монет. Старец с благодарностью принял подарок и сказал: «Вот видишь, сын мой, мне удалось-таки получить урожай с моих саженцев». Эти слова порадовали халифа.