Насколько важно зарабатывать свой ежедневный достаток дозволенным способом видно из аятов Корана и высказываний Пророка Аллаха (мир ему и благословение). Сказано в Коране: «О посланники, ешьте чистое и дозволенное и творите благое, поистине Я знаю, что вы делаете.» (23: 51). Ниспослание этого аята и стало причиной высказывания Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который был приведен выше. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) высказывался о дозволенном и запретном очень часто. Примечательны следующие его слова:
«Если кто-либо будет 40 дней подряд есть только дозволенное, ничуть не смешивая с запретным, то Всевышний Аллах наполнит его сердце светом. В сердце этого человека рекой потечет благодать, и оно очистится от (чрезмерной) любви к мирскому».
[Абу Нуайм]
Са’д бин Эби Ваккас, да будет доволен им Аллах, как-то обратился с просьбой к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха! Прошу тебя, обратись с мольбой к Всевышнему Аллаху, чтобы все мои обращения к Нему были приняты». На что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Для того чтобы ваши обращения (к Аллаху) были приняты, ешьте дозволенную пищу! Очень многие люди и едят Харам, и одеваются в Харам. После всего этого, они поднимают свои руки, обращаясь с мольбой. Как же такие обращения могут быть приняты?» [Хадис приведен в книге «Шир’ат-уль-Ислям» муфтия Бухары – Мухаммада б. Аби Бакра, прозванного «Рукн-уль-Ислям». Ум. в 573/1178 г. Известны комментарии (шарх) к этой книге под названием «Мефатих-уль-Джинан», изданная в Стамбуле в 1992 г. Автором комментарий был Йа’куб б. Саййидали (мударрис в Бурсе; ум. в 931/1525).]
Еще было сказано: «У тех мусульман, которые едят недозволенную пищу, не будут приняты ни обязательные предписания (Фарды), ни весьма желательные (Сунна)». [В толковании подобных хадисов факихами, говорится, что выражение «не будут приняты» означает: «Мусульманин избавится от долга, но не получит вознаграждения (саваба) за подобное поклонение».]
[То есть, они не получат соответствующих вознаграждений – хасанат. В разряде недозволенного (Харам) не только еда и одежда, непосредственно являющиеся запретными (к примеру: свинина, алкоголь, наркотики, одежда из шелка, – для мужчин; просвечивающая блузка или мужская одежда, – для женщин и т. п.), но также любая еда и одежда, купленная на деньги, заработанные недозволенным способом (к примеру, от продажи свинины или спиртных напитков), или украденная, отнятая или заработанная пением под музыку, или игрой на музыкальных иструментах, и т. п.] Разрешена ли игра на музыкальных инструментах?
И еще в хадисах сказано:
«Если в одежде мусульманина, стоимостью в десять дирхем, хотя бы один дирхем будет нечестно заработан (Харам), то молитва в ней не будет принята». [Ахмад].
«…Тело, вскормленное недозволенной пищей, – достойно огня». [Табарани].
«Поклонения состоят из десяти частей, девять из которых приходятся на поиски дозволенного заработка». [Дейлеми].
«Человек, утомившийся от праведных трудов в стремлении заработать дозволенным способом, ложится спать безгрешным и встает в числе рабов, которыми Всевышний Аллах доволен». [Имам Газали].
«За один дирхем (взятый или отданный) в виде процента, можно получить гораздо больше грехов, чем за тридцать прелюбодеяний». [Ахмад, Даре Кутни].
«Не будет принята милостыня, отданная из имущества, приобретенного преступным путем. Если такое имущество будет припрятано, то оно (в день расчета) потянет владельца в Ад». [Ахмад]. Слова: «Не будет принята», здесь означают: «не будет вознаграждения».
«Зарабатывание своего пропитания дозволенным (Халяль) способом, подобен джихаду на пути Аллаха». [Дейлеми]. Как-то раз Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, выпил молоко, принесенное слугой. Затем, ему стало известно, что это молоко было не Халяль. Он вставил два пальца в рот и вырвал обратно. Делал он это несколько раз, после чего, измучившись окончательно, взмолился: «О, Всевышний Аллах! Я сделал все что смог. Прибегаю к Твоей защите от того (Харама), что задержалось у меня в жилах и желудке». Так же поступил и Умар бин Хаттаб, да будет доволен им Аллах, когда по ошибке выпил молоко верблюдицы, ему не принадлежавшей. Абдуллах бин Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «До тех пор, пока вы не будете избегать Харама, нет никакой пользы ни от молитвы, если вы даже сгорбитесь от продолжительного ее исполнения; ни от поста, если даже будете соблюдать его до полного истощения».
Суфьян Саури говорил: «Человек, подающий милостыню, строящий мечеть или совершающий другие благодеяния из средств, являющихся Харамом (полученных недозволенным путем), похож на человека, который стирает свою одежду в моче. То есть, усугубляет свое положение еще большим загрязнением».
Яхьйа бин Му’аз говорил: «Поклонения Аллаху, подобны сокровищнице. Ключом к этой сокровищнице является мольба, а зубьями этого ключа – дозволенная пища».
ат-Тустари (Абу М. Сахл б. Абдуллах; 203-283/818-896), да будет милостив к нему Аллах, говорил: «Для того чтобы стать обладателем истинной веры, необходимо следовать четырем вещам: 1 – Тщательно и с благоговением исполнять Обязательные Предписания (Фард). 2 – Питаться лишь дозволенной пищей (Халяль). 3 – Избегать запретное (Харам), в каком бы то ни было виде, – и в явном, и в скрытом. 4 – До самой смерти терпеливо следовать первым трем положениям».
Абдуллах б. Мубарак (ум. в 181/797), говорил: «Мне больше по душе возврат самого малого сомнительного гроша его истинному владельцу, нежели раздача тысяч дирхемов в виде милостыни».
Ат-Тустари говорил: «У тех людей, которые едят недозволенную пищу, хотят они того или нет, семь частей тела совершают грех. У тех же, которые едят дозволенное, напротив, все части тела совершают поклонения. Они легко и с удовольствием обращаются с мольбой к Аллаху».
Хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и высказываний праведников и ученых Ислама по поводу Халяля и Харама великое множество. Такое пристальное внимание к этой теме можно объяснить огромным значением дозволенного заработка и дозволенной пищи. Поэтому, наиболее богобоязненные мусульмане старались быть предельно осмотрительными, дабы избежать не только запретное по шариату, но и сомнительное. Самые осмотрительные из них достигали высшей степени предусмотрительности при избежании недозволенного. Одним из таких людей был Вэхеб бин Вард аль-Макки (ум. в 153/770), да будет милостив к нему Аллах. Он никогда не прикасался к пище, не выяснив, – откуда она. Однажды мать предложила ему чашку молока. Он стал расспрашивать ее, у кого было куплено молоко, и где мать взяла деньги на покупку этого молока. Затем он стал допытываться, – где паслись животные, производители молока. Выяснив, что животные вполне могли попасть на личные пастбища других людей, он не стал пить это молоко. Мать стала умолять его: «Выпей, да будет Аллах к тебе милостив». «Я не хочу стремиться к милости Аллаха путем совершения греха», сказал сын. Как-то у Бишра аль-Хафи, [Бишр аль-Хафи – Бишр б. Харис Абу Наср аль-Хафи (150/767-227/841). Один из праведников, достигший высокой степени осмотрительности] да будет милостив к нему Аллах, спросили: «Чем питаешься и как зарабатываешь на жизнь?» Он ответил: «Зарабатываю так же, как и все и ем то же, что и все. Однако существует большая разница между тем, кто ест и смеется, и тем, кто ест и плачет».
О необходимости стремления к дозволенному заработку.