О взятках и подарках. Дозволенное и запретное.

by Admin

Имущество, полученное человеком в виде взяток, не считается его имуществом, так как это по шариату запрещено – Харам. Настоящий владелец имущества имеет право в любое время потребовать его обратно. Если взятка давалась не по доброй воле, а человек вынужден был это сделать, то назад потребовать не может. Но тот, кто получил взятку, обязан вернуть полученное тому, кто ее дал. Если кто-то дал что-либо заранее в качестве оплаты ученому, или чтецу Корана, или влиятельному лицу для того, чтобы получить знания по шариату, или чтобы ему прочитали дуа, или защитили его от несправедливости, – то это будет считаться взяткой. Но, если же он отблагодарил этих людей после совершенных ими действий, то они могут это принять в качестве подарка. Есть мнение некоторых ученых, что если человек давал заранее что-либо не как предварительную оплату, а как подарок, то брать этот подарок, дозволено.

Шариат разрешает учителю брать подарки от своих учеников. Так же не будет взяткой, если человек даст другому лицу что-либо с целью сохранения своей свободы, религии, имущества или других прав. Но, тому, кто взял, – это Харам. Так же не считается взяткой данное кому-либо имущество с целью беспрепятственного исполнения какого-либо Обязательного Предписания Аллаха, хвала Ему Всевышнему, или с целью избежать установленного Им Запрета. Но, опять-таки, берущему – Харам! Запрещено давать взятку для получения должности муфтия, судьи и т. п., а также давать взятку судье, даже если человек считает себя невиновным. Люди, занимающие ответственные посты, обязаны выполнять свои обязанности без всяких побочных доходов. Если же они не ставили никаких предварительных условий, а после решения вопроса им кто-то решил сделать подарок, то это не считается взяткой. Запрещается шариатом давать что-либо кому-либо для нанесения вреда третьему лицу. Другими словами, нельзя нанимать человека с целью направить его действия против другого человека. Это Харам и берущему за это деньги, и дающему.

Если кто-либо хочет сделать подарок кому-либо из своего имущества, заработанного дозволенным способом, то принятие этого подарка является Сунной. Хадис: «Любите друг друга, обменивайтесь подарками», приведен в книге «Кунуз-уд-декаик».X В книге «Мактубат-ы Ма’сумиййа»XI приводится следующий случай. «Как-то раз Пророк (мир ему и благословение Аллаха), послал подарок Умару бин Хаттабу, да будет доволен им Всевышний Аллах. Тот его не принял и вернул обратно. На вопрос в чем причина, Умар ответил: «Вы сами говорили, что для человека будет лучше ни у кого ничего не брать». Тут Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дал разъяснение своему предыдущему высказыванию: «Я говорил, чтобы вы не брали по своему желанию. Если же вам дают что-либо, в то время, когда вы ничего не ждете, – это для вас дар Аллаха. Принимайте такой подарок». После этих слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Умар воскликнул: «Клянусь Аллахом, никогда ни у кого ничего не просить, а если дадут что-либо, чего я не просил, то буду брать!»

Читайте также