[Из книги «Кимья-и са’адат» Имама аль-Газали (да будет милостив к нему Аллах)]
Многие люди считают, что все мирское греховно и запретно. Некоторые говорят, что большинство из вещей этого мира запретно. В оценке дозволенного и запретного в этом мире люди делятся на три группы: Одни из них, которые достигли определенного состояния в соблюдении предосторожности, едят только то, что не вызывает никаких сомнений: фрукты, рыбу, мясо диких животных. (Хотя много и другой дозволенной пищи). Другие, наиболее беспечные и часто более ленивые, едят все без разбору. Третья группа живет по рассуждению: «Есть можно все, но в меру». Все эти люди ошибаются. На самом деле, правда в том, что: «Дозволенное – известно. Запретное – известно. Сомнительное находится между ними. И так будет до Судного Дня», ибо так сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).
Не правы те, которые утверждают, что в мире больше запретного, нежели дозволенного. Да, конечно, запретного в мире много, но не больше, чем дозволенного. «Много», – это одна категория, а «больше», – совсем другая. К примеру: в мире много больных, много торговцев, много солдат. Но они не являются большинством среди общего количества людей. Скажем, притеснителей много, но притесняемых еще больше. Нужно отчетливо понимать, что не было предписано: «Ешьте только дозволенное, которое таковым считает Всевышний Аллах». Такое не под силу никому в этом мире. Предписание, возможно, было таковым: «Ешьте то, что считаете дозволенным». Ешьте ту пищу, о которой все знают, что она не запрещена. И это под силу всем людям. К примеру, Пророк (мир ему и благословение Аллаха), совершил омовение из кувшина мушрика (многобожника). Умар, да будет доволен им Аллах, совершил омовение из кувшина христианки. Сподвижники пили воду, которую выносили им неверные (кяфиры). И это несмотря на то, что запрещено есть грязное, оскверненное. А ведь кяфиры осквернены многократно, так как пьют вино и едят «мертвечину». [ Под мертвечиной здесь подразумевается мясо животных, убой которых совершался без слов «БисмиЛляхи! Аллаху Акбар!» (Без упоминания имени Единого Создателя). Мертвечиной является также и мясо животных, убой которых вообще не совершался, или при убое животного не были перерезаны одновременно 3 шейных канала из 4-х (2 кровеносных канала, дыхательный канал и пищевод) и не была выпущена кровь.] Сподвижники покупали у неверных (ахл-и Китаб) и сыр, и даже мясо, подразумевая, что люди Книги совершали убой по всем правилам, с упоминанием имени Единого Бога. И это несмотря на то, что среди обладателей Книги были и такие, которые занимались торговлей спиртного, жили на проценты и т. п. Мусульмане позволяли себе такие действия потому, что это было дозволено. Не видя явных признаков запрета, они не занимались поиском возможных причин для этого, что явилось бы скорее мнительностью, нежели предосторожностью.
Дозволенное и запретное в торговых взаимоотношениях.
О еде и алкоголе. Дозволенное и Запретное.
О взятках и подарках. Дозволенное и запретное.