Сказано в Благородном Коране: «…Ha Aллaxa пoлaгaйтecь, ecли вы вepyющиe!» (5: 23). Это прямой приказ Аллаха мусульманам! Верующие в Единого Создателя во всех своих делах должны совершать Таваккюль – полагаться на Аллаха. Ничто в этом мире не может происходить без дозволения на то Аллаха субханаху ва тааля (Чист Он от всяких недостатков). В суре «Семейство Имрана» говорится:
«… Извини жe иx и пoпpocи им пpoщeния и coвeтyйcя c ними o дeлe. A кoгдa ты paзpeшилcя, тo пoлoжиcь нa Aллaxa, – пoиcтинe, Aллax любит пoлaгaющиxcя! Ecли Aллax oкaжeт вaм пoмoщь, тo нeт пoбeдитeля для вac, a ecли Oн пoкинeт, тo ктo жe пoмoжeт вaм пocлe Heгo? Ha Aллaxa пycть пoлaгaютcя вepyющиe!» (3: 159-160).
Таваккюль – это когда человек для достижения какой-либо цели использует все свои духовные и физические возможности, а результат ожидает получить только от Всевышнего Аллаха. Не получив ожидаемого результата, верующий человек не пеняет ни на кого, не ищет виноватых, а покорно воспринимает предопределение Аллаха субхана-Ху ва тааля.
К примеру, земледелец намеревается получить урожай какой-либо культуры. Для этого он вспахивает землю, сажает семена, удобряет, если надо – поливает. Затем предпринимает действия по сохранности растений. И только после этих предварительных усилий, количество и качество урожая ожидает от Всевышнего Аллаха. Он сделал все, что зависело от него, а теперь целиком полагается на Создателя. Только такой способ упования является истинным.
Предания донесли до нас сообщение, что во времена одного из пророков, некто решил стать отшельником, вести аскетический образ жизни. Нашел в горах пещеру и стал там жить, не думая об источниках пропитания. Он полагал, что в ответ на его упование, Господь пошлет ему еду. Проходили дни, но помощи не было. И когда его истощение дошло до критического предела, Всевышний Аллах велел пророку того времени: «Иди и скажи этому глупцу, что если он не вернется в город, и не будет жить среди людей, Я уморю его голодом. Он что, решил изменить привычные для Меня Мои Собственные правила?». После сообщения пророка, человек вернулся в город и был спасен от голодной смерти горожанами.
Таким образом, упование на Всевышнего Аллаха не означает того, что человек может сидеть, сложа руки, ничего не делать, ожидая, что Аллах (Велик Он и Славен) все доставит к его ногам и положит ему в рот. Безусловно, Всемогущий Аллах может сделать это, но только в виде исключения, кому пожелает и когда пожелает, так как Он предопределил правила получения человеком всего необходимого путем совершения им определенных действий и поступков. Если человек не использует эту причинно-следственную связь, значит, он выступает против правил своего Господа Всевышнего.
Когда один из бедуинов сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха), что он не стал привязывать своего верблюда, так как полагается на Аллаха, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посоветовал ему: «Вначале привяжи верблюда, а уж потом уповай» [Ибни Асакир]. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) четко дал понять, что сначала надо сделать все, что в твоих силах, и только после этого уповать на Божью Милость.