В первую очередь нам нужно понять смысл выражения «Ирада-и джузиййа». Это состояние человека при выполнении каких-либо действий, данное ему Всевышним Аллахом, является для него (человека) великим благом. Значение этого состояния очень велико, так как оно означает – Право Выбора. Если человек примет намерение и решит приложить усилие для совершения хорошего поступка, то Всевышний Аллах создаст это действие (поступок). Примет человек намерение совершить плохой поступок и пожелает приложить к этому усилие, Всевышний создаст и этот поступок. Этим выбором человек сам зарабатывает для будущей своей жизни Рай или Ад. Здесь всегда надо помнить, что создатель всего – только Аллах (хвала Ему Всевышнему). Если не пожелает Всевышний Аллах что-либо создать, то и не будет ничего создано. Но, такова Воля Аллаха и Его Великая Милость для своих рабов, Он позволяет Своим рабам самим избирать свой путь. Люди, используя это частичное право, принимают намерение совершить определенное действие, а Создатель эти действия Создает, так как сказано в Коране: «A Aллax coздaл вac и тo, чтo вы дeлaeтe». (37: 96).
Право выбора своих действий, данное человеку Всевышним Аллахом, походит на руль управления автомобилем. Куда повернет человек свой руль, туда машина и едет. Таким образом, человек, совершающий греховные поступки, не может сказать в свое оправдание: «Что же мне делать, Создатель Предопределил мои действия, такова Воля Аллаха, так Он создал. Я тут не при чем». Да, Он Создал, но по выбору определенных действий своего раба. И записаны деяния всех людей в Книгу Судеб потому, что Всевышний Аллах обладатель беспредельных знаний! Он знает и то, что мы сделали, и то, что мы будем делать!
«…Он ЗНАЕТ то, что они сделали, и то, что они будут делать, a oни нe пocтигaют ничeгo из Eгo знaния, кpoмe тoгo, чтo Oн пoжeлaeт…» (2: 255).
Согласитесь, не стал бы Милостивый и Милосердный Аллах привлекать нас к Суду, не дав нам возможность самим участвовать в своей судьбе. Всевышнему Аллаху нет необходимости заставлять нас совершать греховные поступки, а потом за эти грехи еще и наказывать. Он выше этого! Все доводы, противоречащие этому положению – неверны, и являются следствием неверного толкования аятов Священного Корана. Для верного понимания необходимо пользоваться книгами ученых – Приверженцев Сунны (Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа), которые передали эти знания по цепи передатчиков от самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Итак, человек разумный, чувствующий ответственность перед Всевышним Аллахом за выбор своих поступков, покоряется всему, что с ним происходит (судьбе). Рабу Всевышнего понятно: все, что с ним происходит, – все от Аллаха субхана-Ху ва тааля. При выборе своих действий, используя разум, данный ему Всевышним, он следовал Его Предписаниям, избегал Его Запреты, следовал Сунне Его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Теперь он всецело полагается на Аллаха, хвала Ему Всевышнему, так как делал все, от него зависящее. Далее – на все Воля Всевышнего. Он покорно склоняет перед Всевышним Аллахом голову и не жалуется на судьбу. Вместе с этим, чтобы предохранить себя от невидимых, возможных бед, верующие просят Милостивого и Милосердного Аллаха дать здоровья и счастья для себя и для своих единоверцев. Сказано в Коране:
«Bcпoмнитe жe Meня, Я вcпoмню вac; бyдьтe блaгoдapны Mнe и нe бyдьтe oтpицaющими Meня!» (2: 152). «… Aллax избиpaeт к Ceбe, кoгo пoжeлaeт, и вeдeт к Ceбe, ктo oбpaщaeтcя» (42: 12).
«… нe нapyшaeт Aллax oбeщaния!» (39: 20).
Кадар – Предопределение Всевышним Аллахом всего, что было Создано (и добро и зло) от изначального времени и всего что будет создано в бесконечном будущем. В книге Имама Рагиба аль-Исфахани «аль-Муфрадат…»VII говорится, что «Кадар и Такъдир» указывает на свойства и сущность чего-либо, а так же на наличие у этой вещи определенных границ.
Каза – Все происходящее по Воле Всевышнего, Предопределено Им изначально и по составу, и по времени. Если Кадар уподобляется плану, то Каза, – это осуществление задуманного в соответствии с планом. Все что происходит во всем мироздании, осуществляется по знанию, желанию и воле Всевышнего Аллаха. Не было, нет, и не будет другого создателя кроме Него.
За что будет спрошено с человека?
Действия человека делятся на два вида:
1) Действия, созданные Всевышним Аллахом помимо желаний человека. К примеру, – работа сердца, непроизвольное дрожание руки после болезни, большой или малый рост и т.п. Естественно, что за подобные действия своих органов, с человека спроса не будет.
2) Действия, созданные Всевышним Аллахом, но связанные с желанием самого человека. Скажем, такие действия как: ходьба, действия руками и другими органами (вставать, садиться и т.д.). Так как подобный вид действий создается по желанию человека, то за эти действия с него будет Спрос. Будет человек стремиться к хорошим делам, – будет ему за это Награда. А если нет, будет действовать вопреки Предписаниям, – будет Наказан, если не заслужит прощения.